Войны: Африка

Месяцы кровопролитных столкновений в Центральноафриканской Республике (ЦАР) привели и так уже опасно ослабевшее государство на грань краха. Около 400 тысяч человек стали беженцами или ушли в подполье. Почти половина населения нуждается в той или иной форме помощи, и государственные службы, включая полицию и армию, больше не существуют.

Всего год назад произошел переход власти от тогдашнего президента Франсуа Бозизе. Но это соглашение развалилось, а в марте повстанцы «Seleka» — свободный союз мусульманских боевиков из ЦАР, Чада и Судана — устроили переворот, чтобы свергнуть Бозизе и заменить его своим лидером, Мишелем Джотодия. Но уже в сентябре Джотодия расформировал «Seleka», вызвав волну повсеместного насилия, и в стране не нашлось эффективной национальной армии, чтобы остановить беспорядки.

Организация Объединенных Наций и западные державы не спешили реагировать на ситуацию в ЦАР, отчасти потому, что они думали, что Джотодия мог контролировать бойцов «Seleka», и что Африканский союз под руководством Международной миссии поддержки в ЦАР (MISCA) сможет обеспечить безопасность столицы страны — Банги. Они были неправы по обоим пунктам. Переходное правительство и региональные силы безопасности не смогли предотвратить свободное падение в хаос. Подход ООН и Запада в настоящее время выражается в формуле «подождать и посмотреть».

С тех пор «Seleka» раскололась на фракции, которые воюют друг с другом, а также с вооруженными группами, состоящими из местных жителей и с национальными службами безопасности. Очевидцы сообщают о ежедневных нападениях на гражданских лиц и массовых убийствах, совершенных с помощью мачете и полуавтоматического оружия. Масла в огонь добавляет и зарождающийся религиозный конфликт, когда боевики «Seleka» вступают в конфронтацию против новообразованных христианских групп самообороны. Процесс радикализации идет полным ходом. Если насилие продолжится и напряженность между религиозными группами возрастет – не за горами и крупномасштабная гражданская война.

Конфликт также может легко распространиться на другие соседние страны — неуверенность уже широко проникает через границу с Камеруном. Помощь в этом очаге приходит, но с опозданием. После французских предупреждений о потенциальной региональной дестабилизации, Организация Объединенных Наций уполномочила Францию отправить 1600 военнослужащих в поддержку операций MISCA для восстановления закона и порядка. В настоящее время, будущее ЦАР находится в их собственных руках. Задачи на будущее включают разоружение милиционеров в столице Банги и предотвращение столкновений между христианскими и мусульманскими общинами. Только в этом случае может начаться процесс государственного строительства.

Еще одним очагом нестабильности и насилия в Африке на протяжении нескольких лет остается Судан. Политическая конфронтация в Хартуме, экономическая слабость, а также рост напряженности между центром и периферией являются причиной серьезных конфликтных рисков в Судане для 2014 года.

В ноябре министр обороны Судана объявил о новом наступлении на группировку «Революционный фронт Судана» — повстанцев, базирующихся в Южном Кордофане, Дарфуре и районе Голубого Нила, направленное на «прекращение мятежа». Альянс повстанцев, который борется за более большее представительство во власти, ответил тем же и инициировал нападения на стратегические дороги и армейские объекты в Северном и Южном Кордофане. Хартум дал задний ход, официально преуменьшив значимость военной кампании и заявив, что правительство готово возобновить переговоры. Но посредники Африканского союза отмечают, что по-прежнему отсутствует согласие Хартума начать всеобъемлющий национальный диалог.

В Дарфуре продолжается насилие, которое началось десять лет назад, и теперь в основном выражается в боях между арабскими племенами. С начала 2013 года, межплеменное насилие затронуло примерно 450 тысяч человек. Один из самых жестоких конфликтов, полыхающий на стыке границ Судана, Чада и ЦАР стал причиной появления более 50 тысяч беженцев в Чаде. На востоке Судана, отсутствие практической реализации мирного соглашения 2006 года, заключенного при поддержке Эритреи также угрожает разжечь новые конфликты.

Плохое управление стало еще одним толчком, приведшим страну к катастрофе. Общенациональные протесты в конце сентября против прекращения субсидий на топливо выявили более глубокий уровень недовольства среди городского населения, доселе считавшегося надежным сторонником правительства. Рост автономных воинственных исламистских групп – независимых от правящей партии или единых исламистских движений — также указывает на потерю правительством контроля на всех фронтах.

Решение всех этих проблем остается тем же самым, как и всегда: отношения между Хартумом и остальными частями страны должен быть принципиально пересмотрены. В противном случае, региональные конфликты будут продолжать тлеть, Хартум будет продолжать пытаться ввести кризисное управление, а международное сообщество будет продолжать тратить миллиарды каждый год для ликвидации последствий.

Одним из нескольких препятствий, которые могли бы стоять на пути реформирования проблемы «центр-периферия» Судана является преследование президента страны Омара аль-Башира за военные преступления Международным уголовным судом (МУС). Не имея стимулов, Башир вполне может блокировать все решения, кроме косметических изменений, опасаясь потерять власть и в конечном итоге оказаться в суде. Но, если международное сообщество подтвердит, что доверяет его реформа, и что единственное, что стоит на пути дальнейшего, всеобъемлющего прогресса – это уголовное преследования — Совет Безопасности мог бы потребовать, чтобы МУС отложил преследование Башира в течение года без обязательства его возобновить.

Регионы Сахель и Северная Нигерия стали главными источниками нестабильности для Западной и Центральной Африке. В 2014 году ожидается рост сепаратистских движений, терроризма, и напряженности по линии Север-Юг. Все это сеет искры насилия, к предотвращению которого слабые правительства региона очень плохо подготовлены.

В начале 2013 года французская военная интервенция в Мали, успешно взяла под контроль северные города, зачистив их от коалиции военизированных группировок. Впоследствии без серьезных инцидентов были проведены президентские и парламентские выборы. Тем не менее, сегодня страна далека от стабильности. Террористические акты, межобщинные столкновения и вспышки боевых действий между вооруженными группировками туарегов и армии Мали продолжаются, в то время как представители «Национального движения за освобождение Азавад» (MNLA), первичной сепаратистской группировки туарегов, неоднократно угрожали выйти из мирных переговоров. В стране развернута Миссия ООН, но у нее до сих пор нет достаточных ресурсов и персонала.

Чтобы избежать дальнейших конфликтов, правительство Мали должно расширить взгляд за пределы сиюминутных проблем безопасности и обеспечить различные слои населения основными услугами, беспристрастным правосудием, и вовлечением в политическую жизнь. Правительство в Бамако не может как единственный источник для стабильности на севере — или корни конфликта останутся нетронутыми.

По соседству, Нигер может показаться сравнительно спокойной страной, но в нем присутствуют те же факторы, которые ранее ввергли в хаос Мали. Президент страны Мамаду Иссоуфоу проводит программу безопасности, сосредоточенной на внешних угрозах, в то время как его правительство не в состоянии обеспечить ранее обещанные и жизненно важные социальные блага в домашних условиях. Напряженность вокруг правительственных перестановок прошлым летом показала, насколько хрупок фундамент государственности Нигера. Добавьте в это уравнение подозрения в коррупции государственных служб и служб безопасности, острую нищету большинства населения, и у вас получится отличная горючая смесь.

Наконец, в Нигерии радикальная секта «Боко Харам» продолжает вести кровавую войну на севере самой густонаселенной страны Африки. Несмотря на относительно успешную и жесткую летнюю компанию правительственных сил, группа все еще осуществляет регулярные нападения на военные и полицейские объекты и на гражданских лиц, часто действуя из убежищ в горах , а также из соседних Нигера и Камеруна. Борьба положит на алтарь еще тысячи жизней, если правительство Нигерии не предпримет значительные реформы, в том числе по борьбе с безнаказанностью, борьбе с системной коррупцией, и содействию развитию. Это будет еще сложнее, так как страна готовится к более чем спорным всеобщим выборам в 2015 году.

 

 

 
Статья прочитана 1188 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos