Применение игровых технологий при проведении тактических занятий

 В настоящее время во время проведения тактических занятий различными подразделениями силовых ведомств применяется пейнтбольное, страйкбольное и другое оборудование.

   Работа с пейнтбольными «стволами» имеет ряд нюансов. Преимущество заключается в точности определения попадания в противника (оттереть попадания на месте достаточно трудно). Поскольку пейтнбольное оборудование ведёт огонь в полуавтоматическом режиме, оно прекрасно подходит для тренинга групп быстрого реагирования, особенно для отработки в помещениях.

Но у этого оборудования есть ряд недостатков: дистанция полёта пейнтбольного шарика гораздо меньше полета пули, поэтому на таком оборудовании легко отрабатывать бой на ближней дистанции особенно в здании. В зависимости от настроек маркера можно увеличить или уменьшить дальность выстрела, например, шарик можно послать на дистанцию 70 и 100 метров, но прицельная дальность не будет превышать 20-30 метров. Пейнтбольные гранаты имеют два серьёзных недостатка. Очень ненадёжный запал и маленькая площадь поражения, отметки от краски разлетаются не равномерно, часто не поражая игрока, перед которым взорвалась.  Само оборудование весьма капризно к погоде. Самый не убиваемый маркер фирмы tippmann, болоны которого заправляются кислотой, при минусовой температуре даёт сбои и отказы в работе. Более надёжно зимой закачивать болоны сжатым воздухом, но и тогда проблемы остаются. Даже в дорогих масках при движении внутри здания, особенно по лестницам, стёкла запотевают, а самое главное маска мешает маскироваться. Если играть зимой летними шарами есть риск получить синяки от замерзших шаров. Зимние шары тоже иногда отскакивают, не разбиваясь об зимнее обмундирование.

   При занятии на природе бойцов надо ставить в известность, что через ветки и листья стрелять шарами бесполезно, о них шарики просто раскалываются. Правила для тактических занятий должны приближаться к боевым — у игрока всего одна жизнь. Попадания в голову и туловище и боец считается убитым. Попадания в руку или ногу считается ранением, но 2 или 3 ранения приравниваются к смерти. При ранении в руку боец не имеет права вести огонь с этой руки или метать ей гранату, при ранении в ногу боец не имеет права передвигаться бегом. В случаи попадания в оружие данный ствол считается неисправным до следующей игры.

   Страйкбольное оборудование более надёжно, здесь главное, чтобы аккумуляторы можно было зарядить поблизости. Особый недостаток — это материалы, даже самая крепкая пластмасса не в силах заменить метал, поэтому ронять такое оружие в здании, на бетон и асфальт нежелательно. Преимущество страйкбольного ствола заключается в возможности вести автоматическую стрельбу, особенно радуют страйкбольные гранаты, где число поражающих элементов больше, чем в боевой гранате. Однако дальность стрельбы страйкбольного ствола позволяет отрабатывать преимущественно тактику ближнего боя. Прицельная стрельба всего 30-40 метров, отдельные стволы бьют на 70 метров с таким стволом уже можно ставить полноценную задачу снайперу и жестко с него спрашивать за маскировку, так как в реальном бою дистанция для снайпера смертельная. Этому способствует ношение очков вместо маски, позволяющее командиру основательно заняться маскировкой бойцов в ближнем бою.

   Самый большой недостаток страйкбола — это игра на честность, если летом под одеждой можно найти следы от попаданий шариков и доказать поражения противника, то зимой следы могут появиться только на открытых участках тела. В страйкболе и пейнтболе есть нужда в судье-посреднике, правда возникает проблема, двигаясь с группой, посредники её часто демаскируют.

   Такая проблема отсутствует в лазерном пейнтболе, хотя, если быть точным, сейчас используют инфракрасный луч. При попадании луча в датчик раздаётся светошумовой сигнал о поражении бойца, блокируется возможность ведения огня. Инфракрасная аппаратура позволяет вести бой на дистанцию до нескольких километров, что даёт возможность отрабатывать общевойсковой бой. Траектория луча абсолютно прямая и не повторяет траектории полёта пули. Уже на третьем занятии даже опытные снайпера перестают следить за дистанцией до мишени и забывают о поправках на дальность. Датчики располагаются в основном на голове, реже на туловище, что, кстати, мешает маскироваться, так как датчик должен быть открытым и демаскирует бойца. Если датчик находится только на голове, то попадания в туловище и другие части тела не регистрируются, в результат через пару занятий вырабатывается привычка целиться в голову противника, учитывая размер головы, не самая хорошая привычка для бойцов без снайперской подготовки. Лучший вариант наличие датчиков и на голове, и на туловище бойца.  Положительной стороной является вес маштабногабаритных образцов оружия. Бойцы работают с привычным оружием, инструктор может задать количество боеприпасов и жизней игрока. При отстреле боеприпасов надо передергивать затвор, это учит бойца следить за расходом патронов. Датчики на голове заставляют играющих, особенно в обороне, создавать огневые точки, максимально прикрывающие голову, здесь командиру надо требовать, чтобы точки создавались из пуленепробиваемых материалов, в противном случае бойцы могут привыкнуть укрываться за деревянными досками, что в бою чревато фатальными последствиями. Часто маскировкой злоупотребляют снайпера, они прикрывают датчик и становятся бессмертными. По этой причине судья посредник нужен и здесь. Поскольку аппаратура травма безопасна судья и посредник могут находиться в гуще боя и исправлять ошибки подчинённых.

   К сожалению, в данной системе отсутствуют гранаты, а у самого оружия очень тихий шум выстрела, иногда боец даже не слышит, что боекомплект кончился и жмёт на курок. Бой за зданием иногда можно определить только по рациям или крику.

   Но, несмотря на все недостатки эти технологии гораздо эффективнее отработки тактических занятий просто расстреливая холостые патроны, когда у бойца возникает ложное чувство «Рембо». Данные технологии воспитывают у бойца тактическое мышление, он сам без напоминаний маскируется, правильно двигается, следит за флангами и не рискует зря. В лазерном пейнтболе следует обговаривать применения взрывпакетов вместо гранат, например, считая взрыв пакета до 3 метров от бойца смертельным, а с3 до 5м ранением.

   Комплекс упражнений для развития тактического мышления.

  1. Встречный бой двух подразделений. Основная задача-блокада и полное уничтожение противника. Особое внимание уделяется охвату противника, если бой в здании, то обходу по этажам. Убитые покидают бой, и никаких нескольких жизней быть не должно, иначе в спину начнут стрелять ранее убитые. Во втором туре подразделения меняются местами для закрепления материала.
  2. Захват или зачистка здания или этажа. Задача нападающих — захват и зачистка здания или этажа, а задача обороняющих удержания объекта. Для усложнения задачи можно разрешить обороняющимся выставлять секреты вне самого объекта.
  3. Захват определённого предмета. Основная задача – захват обговорённого предмета и доставка его на свою базу. Основная задача обороняющихся, охрана предмета. Обычно молодые командиры легко попадаются на отвлекающие манёвры нападающих, поэтому подразделениям меняться местами надо обязательно. В дальнейшем это упражнение легко трансформируется в задачу по освобождению заложника.

На начальном этапе подготовки есть смысл не применять на занятиях рации, бойцы быстрее учатся передавать информацию жестами, иногда придумывая свои. Получая инициативу каждый боец и командир демонстрирует лучшие и худшие качества, растёт сплоченность подразделения. Даже элитные подразделения, оставаясь по условиям игры без радиосвязи, умудрялись проиграть бойцам срочникам.

автор статьи (фотографий) —  Радьков Андрей Георгиевич 


 

 
Статья прочитана 1633 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos