Пираты

Казалось бы, давно уже забытое явление – элемент приключенческих фильмов – морское пиратство в последние десятилетия стало практически рядовым событием в новостных программах. В основном все новости, связанные с этой темой поступали из региона Сомали. В последние несколько лет международное сообщество озаботилось данной проблемой и даже начало предпринимать конкретные шаги для того, чтобы обуздать сомалийских пиратов. Но до сих пор пираты продолжают свой преступный промысел в этом регионе. «Успехи» сомалийских пиратов послужили заразительным примером и на эту опасную дорогу начали выходить и жители других стран. Нет, пираты пока не подымают свои черные флаги на бригантинах, они ограничиваются эксплуатацией небольших судов, нападая на добывающие площадки морских месторождений и большие корабли в надежде похитить корабль целиком или хотя бы кого-нибудь из членов экипажа.

Кроме того, современные пираты не гнушаются нападать и на небольшие промысловые рыболовецкие лодки. Увеличение количества атак на небольшие рыболовные суда пользуется повышенной популярностью из-за растущего процветания «рыбаков-кустарей», что связано с быстрым ростом цен на рыбу, зафиксированных в последнее время. В ряде стран, например, вблизи Эквадора – это действительно становится довольно прибыльным бизнесом. Современные рыбацкие лодки не приводятся в движение с помощью весел и парусов и не ориентируются в море с помощью компаса. Сейчас они используют мощные моторы, навигаторы GPS и сотовые телефоны и радио для того, чтобы связаться с другими лодками или со своими семьями на берегу. Все эти ценные предметы становятся привлекательной целью для пиратов, которые рассчитывают сбыть похищенный товар практически в соседней деревне. При наличии достаточного количества пиратов и, соответственно краденных вещей – на побережье быстро образуется своеобразная инфраструктура по сбыту краденного, в задачи которой выходит организации перепродажи похищенных вещей на достаточном удалении от места похищения для того, чтобы жертва нападения не получила возможность увидеть собственные вещи на ближайшем базаре и не вызвала полицию. Эти мелкомасштабные пираты обычно не убивают свои жертвы, и полиция относится к раскрытию таких преступлений спустя рукава, справедливо полагая, что лучше уделить большее внимание действительно жестким преступлениям против личности, таким как убийства.

«Большое пиратство» стало в последнее время практически невозможным. Прежде всего, это произошло потому, что вблизи побережье Сомали резко возрос уровень присутствия военных кораблей разных стран, кроме того, гражданские транспортные суда стали активно привлекать частные военные компании для защиты своей собственности. Модель захвата больших кораблей пиратами и удержания их для получения выкупа работала только в условии полного вакуума власти в Сомали. В это время на побережье этой страны существовало значительное количество небольших портов, которые могли служить точками сбора похищенного имущества.

Пираты на Западном побережье Африки

придерживались другой тактики. Они представляли собой несколько хорошо организованных группировок, целью которых был захват небольших нефтяных танкеров, работавших в акватории Гвинейского залива. В этом месте Нигерией и странами-соседями ведется активная разработка морских нефтяных месторождений. Пираты стремительно нападали на суда и захватывали их. Эти операции проводились преимущественно в ночное время. Экипаж запирался во внутренних помещениях, а приборы, позволяющие контролировать местонахождение судна – отключались. После этого захваченный танкер выходил в точку рандеву с другим танкером, который принимал на борт нефть из захваченного судна. На второе судно пираты переводили пленников и похищенное ценное имущество, после чего корабль шел порт, где присутствовали брокеры, желающие приобрести с огромной скидкой краденную нефть, приобрести похищенные ценности и выдать пиратам новую цель для захвата.

Угнанные танкеры лишались всего привлекательного в материальном смысле оборудования, после чего отпускались на волю ветра и волн. Зачастую захваченный экипаж оставлялся на неконтролируемом судне. В этой акватории добычей пиратов становились обычно торговые суда, встававшие на якорь недалеко от побережья, добычей преступников становились все портативные ценные предметы. Обычно такое нападение квалифицировалось как вооруженное ограбление, хотя в ряде случае оно сопровождалось и похищением членов экипажа с последующим требованием выкупа. Но захват заложников требует хороших мест укрытия и значительных ресурсов. Впрочем, захват и перекачка нефти требуют еще более высокой технической организации, но суммы стоящие на кону (несколько миллионов долларов за каждый корабль) позволяли привлекать к преступным операциям более квалифицированных специалистов.

Все это напоминало какой-то пиратский «ренессанс». С конца 19-го века и большую половину 20-го века пиратство было практически побеждено во всем Мировом океане. Это произошло прежде всего потому, что великие державы поделили на зоны ответственности всю планету и обеспечивали в своих секторах безопасность мореплавания. Возрождение пиратства началось с 1970-х годов, когда потерпели крах многие постколониальные режимы и в обширных акваториях образовался вакуум власти.

До сих пор акт пиратства не имеет четкого юридического определения. По существу все дефиниции сводятся к несанкционированному государством применению силы на море. Такое явление может включать в себя и простой перехват пассажирских кораблей в целях грабежа его пассажиров, и, естественно местные правоохранительные органы будут квалифицировать такой случай как вооруженное ограбление. Кроме того, часть актов пиратства может быть квалифицирована как терроризм. Именно так был расценен захват пассажирского лайнера «Акилле Лауро» в 1985 году. В прошлом некоторые маргинальные государства санкционировали пиратские операции, на такое явление было скорее исключением из правил.

Пираты обычно функционируют на задворках общества, пытаясь получить добиться хорошей жизни в ситуациях, где не существует достаточного количества вариантов честного зарабатывания денег. Это происходит, как правило, в районах, где государственный контроль является слабым или вовсе отсутствует. Пример первого случая — это Нигерия, Индонезия, или Филиппины, где правительство просто не может контролировать всю свою территорию, а классическим примером второго случая является Сомали, где вообще нет правительства в традиционном понимании этого определения.

Решение проблемы пиратства, по существу, находится на земле. Именно наведение правопорядка на суше, в неконтролируемых зонах может лишить пиратов их операционных баз и инфраструктуры. Именно такой подход практиковали правители Римской империи в борьбе с пиратством в акватории Средиземного моря 2000 лет назад. Попытки борьбы с пиратством исключительно на море может снизить эту проблему, но никак не сможет полностью устранить ее. Но в современном мире «наземное» решение часто не может быть реализованы. Кто захочет перебросить достаточно войск в Сомали, чтобы устранить проблему пиратства в районе Африканского рога? И неустойчивые государства, вероятно, будут очень недовольны частичной потерей их суверенитета, если вы предложите им военную помощь для наведения порядка в маргинальных районах.

В итоге заботы по борьбе с пиратством ложатся в основном на плечи частных компаний – судовладельцев. Современная промышленность разработала новые технологии строительства транспортных судов, устойчивых к пиратским нападениям. Наиболее успешным (и самым дорогим) методом защиты от пиратства является присутствие вооруженной охраны на каждом корабле. Такой подход, а также военно-морские патрули привели значительному сокращению пиратства у берегов Восточной Африке в районе Сомали. Но у берегов Западной Африки (особенно в Гвинейском заливе) угроза пиратства растет, потому что пираты нашли способы получения ценной добычи с судов еще до того, как к захваченному судну подойдут силы безопасности, будь это полиция, береговая охрана и силы регулярного военно-морского флота.

 
Статья прочитана 362 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos