Новая военно-политическая и технологическая реальность потребовала от военного руководства страной и Вооруженными силами пересмотра части взглядов на полномочия Генерального штаба при возникновении угроз безопасности государства. Эти полномочия расширены таким образом, чтобы при необходимости у военных была возможность быстро реагировать на изменения ситуации.
Современное положение таково, что при возникновении конфликта или напряженности переход в военной или силовой фазе происходит очень быстро, а сам военный конфликт становится скоротечным и максимально динамичным.
Кроме того, в современном мире тесно переплетается использование для воздействия на противника разных инструментов, среди которых есть и информационные методы, и практика использования неправительственных каналов и методы скрытого воздействия. Концепция войны исключительно «оружейной» устарела, как устарела несколько десятилетий назад стратегия и тактика позиционного противостояния и фронтального соприкосновения противоборствующих сторон.
В новых полномочиях Генерального штаба – координация действий всех органов власти и ответственных ведомств с целью в кратчайшие сроки увеличить обороноспособность страны при поступлении вызовов или возникновении угроз геополитического характера. В Генеральном штабе в соответствии с новыми положениями, регулирующими характер его деятельности, разработаны комплексные меры по максимально быстрому переводу системы управления в состояние повышенной готовности к отражению внешних угроз.