По мере вывода из Афганистана иностранного контингента возрастает уровень ответственности местных силовиков за происходящее в стране, но не растут успехи в противостоянии антиправительственным силам. Одна из проблем состоит в этническом факторе – население страны состоит из множества племен, среди которых преобладают примерно равные по численности таджики и пуштуны. Между этими этносами не утихают противоречия, кроме того, пуштуны довольно скептически относятся к исторически сложившейся государственности, управляемой таджикскими кланами. Результатом этого тихого противостояния становится разрозненность вооруженных сил и низкая степень реальной боеготовности. Третья сторона – талибы – вообще не воспринимают всерьез легитимную власть и придерживаются собственной линии поведения, направленной на соблюдение исключительно своих интересов.
По мере вывода из страны международного контингента потери афганских вооруженных сил растут в десяти и более кратном размере. Степень подготовки правительственных сил настолько низка, что кроме собственных потерь, всякая операция несет с собой угрозу жизни мирных жителей, которых только в 2012 году погибло более трех тысяч при собственных потерях армии, превысивших эту цифру примерно на пятьсот человек.
В афганских ВВС служит примерно шесть тысяч человек, но парк летательных аппаратов находится в удручающем состоянии, а профессионалов остается все меньше и меньше. Представители американских военных отмечают, что не чувствуют поддержки со стороны местных вооруженных сил, более того, афганские солдаты зачастую сами не прочь напасть на союзников, к которым не испытывают любви. Ментальность населяющих эту страну племен такова, что население просто не переносит чужаков на собственной территории, при этом большинство афганцев – великолепные бойцы. История этой страны не знает случая, когда иностранным войскам удавалось надолго обеспечить контроль над территорией.