Валенки, гуд бай

Зима 2013-2014 года, будет первой, когда на «вооружении» армии России не будет валенок. За пределами России и Азии единственное применение войлока – это этнические головные уборы, но валенки были традиционной русской обувью на протяжении многих веков. Как продут переработки шерсти войлок является относительно жестким материалом, служит хорошим теплоизолятором и задерживает влагу, но тем не менее может пропускать воду. До сих пор в российской глубинке валенки являются наиболее приемлемой зимней обувью. Хотя войлок был известен на протяжении 1500 лет, валенки не были популярной обувью до 1700-х годов. Достаточно дешевыми для массового производства они стали вообще только в 19-м веке, когда технологическая революция позволила производить их массовым способом. До этого валенки, как и многое другое – было результатом кропотливого труда ремесленников и цены на них были никак не демократичными. Но к концу 19-го века они стали массовым и дешевым продуктом, и главным заказчиком этой обуви постепенно становилась российская армия.

Несмотря на все свои недостатки, валенки, как, впрочем и кожаная обувь практически бесполезны в дождливые периоды, или просто при повышенной влажности в воздухе. Не случайно, как дополнение к классическим валенками были изобретены резиновые калоши, которые предотвращали валяную обувь от чрезмерного воздействия влаги. Однако, при низких температурах валенки в России были просто незаменима. В период Великой Отечественной войны немецкие солдаты считали за счастье поживиться валенками, снятыми с убитых советских солдат, или просто отнятыми у мирного населения. Валенки вполне могли выдержать не один сезон носки, особенно при отсутствии экстремальных нагрузок.

И вот теперь российская армия переходит на новый тип обуви, предназначенной для холодной погоды. Это означает, что Россия не только заменяет грубо сделанные, но прочные валяные сапоги на обувь, сделанную по современным технологиям, но и отказывается от такой практически сакральной армейской вещи, как портянки. Военные ботинки для холодной погоды, построенные с использованием синтетических материалов более четко градируются по размерам, что делает их более удобными для использования с носками.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что валенками в нашей стране еще активно пользуются на селе – в современном городе в течении последних десятилетий валенки стали довольно экзотическим явлением. Жители больших и малых городов уже давно перешли на обувь, сделанную из комбинированных материалов, а уж портянки в гражданской жизни сейчас можно встретить только уж у совсем экстремальных традиционалистов. Между тем и валенки и портянки оставались элементом армейского снабжения, что повергало значительное число современных новобранцев в настоящий культурный шок.

Искусство наматывания портянок – это, пожалуй первая из армейских премудростей, характеризующихся вечным эпитетом «бессмысленная и беспощадная», с которой сталкивается российский новобранец. И горе тому «салабону», который с недостаточным вниманием отнесется к этому сложному искусству. После длительного марш-броска в неправильно намотанных портянок ему гарантированы кровавые мозоли. Впрочем, такие же мозоли натирали и его деды, призванные в армию в суровые годы Великой Отечественной. Воспоминания советских пехотинцев изобилуют рассказами о сбитых в кровь ногах.

В прошлое уходят и старомодные сапоги с высоким голенищем, которые были удобны при верховой езде, но увы, не могут играть на одном поле против хороших ботинок с высокими берцами. Начищенные до блеска сапоги остались атрибутом исключительно церемониальных подразделений.

Стоит отметить, что дизайн и конструкция российской военной обуви так кардинально изменяется, пожалуй первый раз за несколько столетий. Двадцатый век подарил нашей армии только использование кирзы вместо дефицитной и дорогой кожи в сапогах и даже в экстремальных условиях войны в Афганистане советские солдаты и офицеры предпочитали прыгать по горам в кроссовках, купленных в соседнем афганском магазине. Между тем, за двенадцать лет войны в том же Афганистане, американская армия успела сменить несколько поколений военных ботинок, которые должны были идеально подходить для таких противоположных условий, как горная местность, пустыня, мороз и зной. Все это в изобилии водилось в этой неспокойной стране. Каждые два-три года в американский контингент начинали поставляться ботинки нового дизайна и конструкции и только последнее поколение армейской обуви (HWMCB) вызвало наименьшее количество жалоб и удовлетворило взыскательных американских солдат. HWMCB, по сравнению со старым дизайном, несет в себе много маленьких новых хитростей. Самое большое отличие от предыдущего поколения – это то, что новый ботинок на 200 грамм легче предшественника. Большой спрос в интернет-магазинах от россиян на современную западную обувь для холодной погоды наглядно демонстрирует тот факт, что в нашей стране дела с ее производством обстоят не отлично.

Однако практика создания ботинок для американской армии показывает, что создание обуви для жаркой погоды является более трудным делом, чем создание ботинок для зимы. Интересен и процесс выбора обуви. Так в 2011 году Пентагон объявил конкурс на поставку обуви для контингента в Афганистане. И по результатам всех испытаний конкурс выиграли ботинки Combat Belleville 950. Именно они были выбраны, как основная обувь для американских солдат в Афганистане. Belleville 950 были жестче, чем предшественники и имели подошву, на 20 процентов. Все это было призвано облегчить напряжение на ноги солдат и увеличить возможности и пешем перемещении в горах и типовой нагрузкой в 30 килограмм. Верхняя часть ботинок 950 Belleville была выполнена из водостойкой кожи. Но эта модель не подходила для повседневного использования из-за своей повышенной жесткости. Так что американские войска продолжали использовать свои обычные, менее жесткие военные ботинки. Но когда они направлялись в горы, они были склонны носить Belleville 950S.

Когда был накоплен опыт носки Belleville 950s во время жаркой погоды – стали очевидны проблемы отвода излишнего тепла. В результате Пентагон оперативно нашел новую обувь, крепкую, как Belleville 950, но более прохладную в жаркую погоду. Для оснащения армии было отобрано два кандидата. Один из них был версией Belleville 950 для теплой погоды – эта модель носила индекс 990, а другим кандидатом аналогичной конструкции была военизированная версия туристической гибридной обуви Wellco. Вместе эти два производители в течении года поставили в американский контингент более 60 тысяч пара ботинок для теплой погоды.

В использовании коммерческой обуви для оснащения армии нет ничего нового. За последние десять лет американская армия и морская пехота изменили свое отношение к военным ботинкам. Вместо того, чтобы разрабатывать их самостоятельно, военные признали преимущества превосходного дизайн коммерческой обуви, которая создавалась для туристов, альпинистов и любителей активного отдыха. Это привело к появлению нового поколения боевой обуви, которая была более долговечна и удобна, чем предыдущие поколения боевой обуви. Многие военнослужащие российской армии, особенно кадровые офицеры и бойцы спецподразделений, заметили эту тенденцию также и начали активно закупать такую обувь в интернет-магазинах.

Поиск военной обуви, наиболее подходящей для конкретного ТВД может стать очень длительным явлением. Еще в 2008 году SOCOM (американское командование сил специальных операций) закупило 10 тысяч пар ботинок для использования исключительно в Афганистане. Сразу же после ввода войск в эту страну, уже к началу 2002 года, американские солдаты массово жаловались на то, что их ботинки приходили в негодность уже через несколько месяцев. Проблема оказалась в том, что подошвы и каблуки используемой обуви были созданы для использования на мягком песке. Да, в Афганистане имеется множество мест с такой поверхностью, на в нем также много острых камней, которые разрывают обувь. По всей видимости изначальная модель американской армейской обуви просто не тестировалась в скалистых областях пустыни.

Войска долго искал свои собственные решения, покупая обувь у коммерческих производителей. Такие ботинки обходились в 100-150 долларов за пару. Одним из самых популярных брендов у американских военных стали «Бейтс». Именно к ним в итоге обратились и представители армии и морской пехоты для массового изготовления обуви, предназначенной для пустынной местности. Для SOCOM компания «Бейтс» создала специальные ботинки с кодовым наименованием «Тора-Бора Альпин»

Стоит отметить, что Интернет стал играть важную роль в процессе разработки боевой обуви и одежды. Большинство военнослужащих, активно заказывающих в Интернете обувь и предметы военной амуниции, активно участвуют в интернет-форумах, подписываются на списки рассылок, участвуют в сетевом общении, где известия о новых технологиях или наиболее удачных решениях разносятся, словно степной пожар. Новости в интернете распространяются быстро и широко. Западной военной бюрократий, отвечающей за закупки приходится реагировать на это, потому что параллельно военные бомбардируют своих законодателей и корреспондентов разнообразных изданий рассказами о дрянном оснащении. Бюрократам такая ситуация приходится не по нраву, потому что это вызывает к ним пристальное внимание контролирующих органов. Волей-неволей чиновникам приходится уделять более пристальное внимание желаниям солдат. Новые конструкции военной обуви, в частности в ряде стран были закуплены чиновниками именно, потому, что солдаты и офицеры начали массово закупать определенные предметы в Интернете.

 
Статья прочитана 1259 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos