Потерянные возможности (HMS Duncan)

В конце сентября, британский Королевский флот представил свою последнюю атомную подводную лодку HMS Artful, а также «окрестил» эсминец HMS Duncan — шестой и последний в своем классе. Помимо программы строительства авианосца в Соединенном Королевстве, два этих события представляют собой два наиболее значительных эпизода современной военно-морской судостроительной программы в Великобритании. И два самых спорных эпизода.

Эти суда впечатляют своим внешним видом, но каждый корабль имеет корни в проблемных программах развития, результаты которых в ходе эксплуатации оказалась менее впечатляющими, чем рекламировали их создатели.

Британские эксперты считают, что новые подводные лодки и эсминцы вводятся в эксплуатацию без надлежащей защиты от подводных лодок противника. Это не совсем удивительно. Бюджет Министерства обороны Великобритании сейчас вдвое меньше, чем 30 лет назад.

Возможно, более тревожным событием для Королевского флота, нежели презентация двух новых судов стало исключение ключевых систем, необходимых для защиты от атак.

Так, британские патрульные самолеты, принадлежавшие ранее ВВС, которые когда-то бороздили океан, исследуя каждый сигнал, фиксируемый на морских просторах, сейчас сокращены вообще. То есть надводные корабли Британии теперь плывут по океану вслепую. Даже морская составляющая ракетно-ядерных сил Великобритании плывет без сопровождения.

31 августа 2012 года корабль HMS Дункан отправился  на ходовые испытания. Эта модель была предназначена для замены предыдущего «проекта 42», первый корабль той серии вступил в строй британского флота 1970-х годах. Новый эсминец задумывался 8000-тонное, 152-метровое судно с развитой системой противовоздушной и противолодочной оборы. Центральным звеном этого комплекса была система ПВО «Viper», оснащенная двухдиапазонным радаром «Сэмпсон», который должен был отслеживать одновременно тысячу объектов размером с теннисный мяч на расстоянии до 400 километров.

Система также имеет два различных типа зенитных ракет: ракеты средней дальности «Aster 15», и их дальний родственник – ракеты «Aster 30», которые должны поражать цели на расстоянии до 75 миль. Кроме того, корабль оснащен 4,5-дюймовым орудием для поражения надводных целей.

Королевский флот, в основном исходя из опыта Фолклендской войны, остро осознает свою потребность в надежных эсминцах с передовыми системами ПВО. В ходе того конфликта два британских эсминца «проекта 42»: HMS «Шеффилд» и «Ковентри», были потоплены в результате атак низколетящих аргентинских самолетов. Морская система ПВО «Viper» является большим шагом вперед по сравнению с радарами предыдущего проекта.

Но Королевский флот построил корабль, который имеет несколько солидных слабостей. С одной стороны, позже, в ходе модернизации система «Viper» («Гадюка») должна получить возможность связи между кораблями, таким образом, сейчас новый эсминец не может обмениваться информацией через спутниковую сеть с другими кораблями. Сложность всех новых электронных систем и плохой надзор за их созданием также привели к неоднократным задержкам и дополнительным расходам.

Кроме того новая система корабельной ПВО имеет и проблемы с ракетами. Так «Aster 15» являются идеальным средством для поражения одиночной атакующей противокорабельной ракеты – она очень маневренна и прекрасно выполняет роль оружия самообороны на коротких и средних дистанциях. Но эти ракеты занимают слишком много корабельного пространства и не могут пакетно перезаряжаться.

Этот факт уменьшает количество ракет «Aster 15», доступных к применению в ограниченный промежуток времени. То есть британский эсминец имеет возможность отстреляться всего лишь 20 ракетами. Его американский собрат эсминец класса «Арли Берк» из США имеет более солидный арсенал – 96 ракет. Даже меньший по размерам фрегат класса «Sachsen» германского флота несет уже 32 ракеты. Таким образом, в случае массированного нападения британский эсминец может иметь серьезные неприятности.

Последним рубежом противовоздушной обороны на новом эсминце являются орудия класса «Фаланга» с радиолокационным наведением. Они способны воздвигнуть перед приближающейся целью стену из 20-мм снарядов. Однако до текущего года эта система не была установлена на головной корабль новой серии. Кроме того, свежий эсминец в отличие от «проекта 42» не имеет торпедных аппаратов для защиты от атакующих подводных лодок. Эта работа достается вертолетам эсминца. Корабль этого класса способен нести на себе либо один вертолет типа «Мерлин» или пару более легких вертолетов «Линкс». Кроме того, новый корабль не имеет ракет для атаки наземных целей.

Королевский флот также получит меньшее количество новых эсминцев. Меры по сокращению расходов привели к тому, что число запланированных эсминцев сначала снизилось с 12 до 8 кораблей, а затем и до конечного заказа в 6 кораблей. Предыдущая серия – «проект 42» была построена в количестве 14 штук.

Общая стоимость строящихся судов в настоящее время оценивается в  10,35 миллиардов долларов, что на 2,4 млрд больше, чем ожидалось. Эти расходы были оценены в одном из отчетов американского военно-морского колледжа, как «символ бесхозяйственных закупок в Соединенном Королевстве».

Но это еще не все. Королевский флот отправил в отставку противолодочные фрегаты «проекта 22» и не имеет денег, чтобы заменить их современными кораблями. Головной корабль списанной серии также был изготовлен в 1970-х годах, но в настоящее время ни один из 14 кораблей «проекта 22» не находится на вооружении — последние четыре судна были проданы на металлолом еще в 2011 году. Однако в составе британского флота еще остается 14 фрегатов «проекта 23». Но «проект 22» был основным средством противолодочной борьбы британского флота.

 

 
Статья прочитана 1083 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos