Будущее беспилотников

Представьте себе такой сценарий в не слишком отдаленном будущем: напряженность в восточной части Средиземного моря растет в течение нескольких месяцев. Исчерпав все дипломатические варианты, президент США приказал нанести авиаудар по местам концентрации войск противника. Четыре американских реактивных истребителя поднялись с авианосца, чтобы выполнить приказ. Они легко взаимодействуют между собой, действуя как единое целое, проникли в находящееся под усиленной охраной воздушное пространство, избежали поражения от пусков нескольких ракет «поверхность-воздух», выпустили управляемые боеприпасы и уничтожили цели. Но силы авиации противника бросили все свои истребители в попытке перехватить агрессоров и сбили один из четырех самолетов до того, как они вышли из воздушного пространства атакованной страны.  Три сохранившихся самолета вернулись на авианосец.

Однако, этот эпизод не нашел никакого отражения в мировой ленте новостей. Не прозвучало ни одного сообщения о потенциальном военнопленном. Ни один правительственный автомобиль не подъехал к дому ближайших родственников пилота. На следующий день в Интернете не появилось ни одного видео с мертвым или пленным летчиком. Сбитый истребитель был беспилотным.

То, что когда-то было лишь сюжетом научной фантастики в настоящее время находится в шаге от реального воплощения. И растущие возможности беспилотных летательных аппаратов, бесспорно, являются впечатляющими. Исторические достижения последних месяцев ясно показывают, что беспилотные истребители будут играть важную роль в будущем воздушного боя. В июне 2013 года, БПЛА X-47B впервые осуществил посадку на борт авианосца, а несколько месяцев спустя состоялся первый полет беспилотного, дистанционно управляемого истребителя F-16. Но давайте не будем увлекаться.

Пилот-человек, физически находящийся в самолете по-прежнему является бесконечно более гибкой платформой и остается незаменимым при проведении операций повышенной опасности в будущих войнах.

Среди многих футуристов бытует ошибочная концепция, что беспилотные и дистанционно пилотируемые летательные аппараты неизбежно заменят пилотируемые летательные аппараты и станут обычным явлением. В действительности, однако, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не заменят пилотируемые истребители. Они будут помогать им.

Как и производство энергии или личные инвестиции, стратегические решения, принимаемые в воздушном бою требуют рассчитывать компромиссы, и лучшей политикой его ведения является поддержание сбалансированного портфеля вариантов решений. Таким образом, для развития будущих активов воздушной войны должна быть достигнута полная совместимость пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотные самолеты доказали свою полезность как средства наблюдения с ограниченной точностью удара, но для эффективной работы, они требуют идеальной воздушной среды, лишенной каких-либо угроз. Они идеальны в незащищенном небе, где их медленная скорость и выносливость являются бесценными активами. Они кружатся над целью в течении нескольких часов, а затем наносят удар в самый подходящий момент. Полное доминирование в воздухе ВВС США сделало БПЛА идеально подходящим инструментом в работе над Афганистаном и Пакистаном. Однако, когда воздушное пространство находится хотя бы под минимальным контролем – БПЛА становятся полностью беззащитной мишенью для самых элементарных систем ПВО, о чем свидетельствует их ограниченное присутствие в небе над Ливией в течение конфликта 2011 года. В последнее время, при рассмотрении воздушной операции в куда более опасном небе Сирии – беспилотники вообще были вычеркнуты из числа возможных инструментов военного решения этого конфликта.

Таким образом, предположение, что современным беспилотным летательным аппаратам гарантирован успех в войнах будущего, основанный на безнаказанности США последнего десятилетия, является стратегической ошибкой. Это отмечают даже американские эксперты и военные. Любой будущий обычный, неядерный конфликт, скорее всего, будет развертываться в области, имеющий  высокую защиту и сложные системы ПВО, которые создают опасные условия для всех самолетов. В этом смертоносном небе пилотируемые самолеты будут отличаться одним уникальным защитным атрибутом, которым пока не обладает ни один, даже самый современный беспилотный летательный аппарат: человеком в кабине. Пилотируемый истребитель может мгновенно адаптироваться, совершить маневр, и защитить себя.

При рассмотрении будущей воздушной войны, эксперты считают возрастающей вероятность возникновения воздушного боя в пределах визуальной дальности. Такие схватки часто называют «собачьими боями». Постоянно стойкий «туман войны», в сочетании с комплексом требований к идентификации цели, препятствует эффективному использованию дистанционных возможностей. Таким образом, ближние «собачьи свалки» могут стать единственным способом завершения будущих воздушных миссий.

«Собачьи бои» представляют собой наиболее динамичное развитие ситуации в воздушном бою. Выживание в них требует как активного и мгновенного трехмерного маневрирования самолетов. Для достижения успеха необходимо критически осмысливать поведение противника, вырабатывая решения за доли секунды, выполнять тяжелые маневры под перегрузками, и уходить от оружия врага. В настоящее время эти важнейшие задачи физически могут выполнить только пилоты. Даже удаленно контролируемые беспилотные самолеты не имеют этих возможностей. Если они когда-либо попадут в «собачий бой», то мгновенно превратятся из смертельного оружия в беззащитную цель.

С точки зрения пилота, его ведомый существует как продолжение ведущего летчика, который покорно следует всем его маневрам и использованию оружия и автономно совершает основные эволюции полета, такие как взлет и посадка. Вероятно – это и есть будущее беспилотных летательных аппаратов. В ближайшей перспективе — до того как будут разработаны, протестированы и произведены полностью функциональные истребительные БЛА — современные истребители последних поколений могут быть преобразованы в «необязательно пилотируемые» самолеты, которые могут быть подняты в воздух как  традиционным летчиком, так и удаленно или с применением искусственного интеллекта. Благодаря этой возможности, традиционный летчик-истребитель в современном истребителе может привести к цели и контролировать до трех ведомых БПЛА, представляющих собой точно такие же типы самолетов.

С развитием беспилотных истребителей, которыми можно будет управлять в воздухе пилотом, находящимся в соседней машине, один пилот может привести эскадрилью из четырех истребителей для завершения миссии, которую не смог бы выполнить БПЛА. При удаленном управлении своим ведомым, ведущий пилот сможет адаптироваться к тактическим требованиям боя и выполнить свою миссию со скоростью мысли, легко командовать одновременной работой всего звена. С одним пилотом, который может одновременно контролировать и использовать четыре ведомых БПЛА, эти дроны станут не помехой, но мультипликатором силы.

Учитывая ограничения, накладываемые на удаленно управляемые БПЛА, на следующем этапе развития боевых самолетов усилия должны быть сосредоточены на этой точной формуле: совместить пилотируемые и беспилотные аппараты и извлечь выгоду из преимуществ обоих. В частности, возможность сетевого контроля и управления несколькими БПЛА из кабины пилотируемого воздушного судна представляет естественной отправной точкой для создания совместимых БПЛА. В роли самолета поддержки или «ведомого», беспилотные летательные аппараты обладают неограниченным потенциалом для расширения возможностей пилотов, добиваясь превосходства, действуя в качестве приманки, умножая количество доступного оружия и уменьшая риск потери пилота-человека.

Исторически доказано, что единое целое из четырех истребителей является наиболее эффективной основной боевой единицей ВВС. Звено, состоящее из пилотируемого и беспилотных самолетов будет в высшей степени ценным активом для воздушной тактики: оно способно мгновенно адаптироваться, интегрироваться и выполнять сложные миссии, увеличивая гибкость пилотируемых самолетов, и умело используя преимущества беспилотных самолетов.

Беспилотный самолет-истребитель не устранит потребность в человеческом летчике-истребителе. Скорее всего, будущее беспилотных систем будет создаваться как расширение возможностей летчиков-истребителей, повышение их живучести, боевой эффективности, и смертоносности.

 

 
Статья прочитана 1289 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos