Сделано в России: как военные технологии используются за рубежом

 Москва в прошлом году продала оружия и военного оборудования больше чем на 12 млрд. долларов. Тем не менее, готовые изделия от российской оборонки не являются единственным предложением России на глобальном военном рынке. Наша страна также экспортирует технологии для других государств, которые использует их при создании производства своих собственных систем вооружения.

Продажи двигателей РД-180, предназначенных для средних космических ракет вызвали крупномасштабные расследования американскими антимонопольными властями. Две американские компании — United Launch Alliance (ULA) и Orbital Sciences — поссорились из-за права на приобретение двигателей для оснащения ракеты «Antares», которые выполняют  миссии в рамках программы НАСА.

United Launch Alliance подозревается в незаконном блокировании доступа своего конкурента к критически важным компонентам производства RD Amross, совместного предприятия, созданного русской компанией НПО Энергомаш и американской компанией Pratt & Whitney Rocketdyne. Россия производит РД -180, а американцы поставляют в ULA для использования в своих ракетах «Atlas»

Россию обычно упрекают в экспорте продукции, которая является не очень высокотехнологичной. Однако споры из-за доступа к космической технике российского производства между двумя крупными аэрокосмическими фирмами США показывают, что такие обвинения должны быть приняты с недоверием. Несмотря на то, что говорят конкуренты, очевидно, что интерес к русским технологиям приходит не только из развивающихся стран.

Франция, со своей стороны, выразила интерес к русской ракетной технике. Французы были одними из первых, кто заказал вертикальные системы запуска для их корабельного зенитно-ракетного морского комплекса Crotale в России. Производителем этих комплексов было машиностроительное конструкторское бюро имени Грушина.

Благодаря российскому ноу-хау, которое давно используется в комплексах С-300/400, французы создали основу для своей системы, когда ракеты запускаются вертикально из контейнера и уже в воздухе, направляются к своим целям с использованием радиосигналов.

Это резко сокращает время, необходимое для реагирования на угрозы с разных сторон почти в шесть раз. Модели западной разработки пока требуют, чтобы их пусковые установки были развернуты в направлении цели. Кроме того, российская технология полностью исключает наличие любых «мертвых зон» в обороне, через которую могут проникнуть вражеские ракеты.

Ни зенитно-ракетная система американского производства PAC-3 Patriot, ни перспективная тактическая система ПРО THАAD  на данный момент не имеют такой возможности.

Соединенные Штаты только развивают высокие технологии в области зенитно-ракетных комплексов средней дальности. Эти работы проводятся в сотрудничестве с Италией и Германией, разработка получила кодовое наименование MEADS, ее общее направление развития один в один похоже на уже имеющиеся на вооружение российские системы.

Южная Корея, с другой стороны, обратилась к Россию напрямую, и уже создала свою собственную зенитно-ракетную систему «Cheongung MSAM», имеющую вертикальный пуск ракет.

Есть и другие примеры, когда компании, работающие в авиационной промышленности, заимствовали технологии в России. Так Москва и Киев в течении 15 лет не смогли разобраться в судьбе своего совместного проекта военного грузового самолета, Ан-70. Его уникальность заключается в использовании двигателей Д-27, что позволяет самолету использовать более короткие взлетно-посадочные полосы. Проект был создан в 1980-х годах, и так и не реализованные русско-украинские технологии легли в основу европейской программы будущего грузового самолета FLA, который впоследствии превратился в военно-транспортный самолет А-400М, который практически полностью идентичен Ан-70.

Похожая история произошла и с итальянским самолетом боевой подготовки М-346 Master производства Alenia Aeromacchi. Итальянцы получили его проектную документацию в российском ОКБ  в начале 1990-х годов, в рамках урегулирования задолженности. В настоящее время в мире существует два подобных машины – российский учебно-боевой самолет Як-130 и его точный европейский клон — М-346 Master.

«В эти дни русская наука и промышленность существует в едином глобальном пространстве» сказал Вадим Козюлин, профессор Академии военных наук. Именно поэтому глупо изобретать велосипед, когда легче просто купить технологию, скопировать ее, и использовать ее в качестве основы для техники своего собственного производства. Китай, например, продвигает свою авиационную промышленность уже 25 лет практически полностью основываясь на технологии производства советского самолета Су-27.

В любом случае, приведенные примеры показывают, что военно-технический потенциал российских фирм  стоит не так далеко позади Соединенных Штатах или Европы. Есть области, где Москва готова заимствовать технологии (такие как оптика или электроника), но есть и сферы, где она готова поделиться своим опытом с зарубежными коллегами.

А ведь десяток лет назад российские чиновники предлагали Новой Зеландии в качестве компенсации за поставки молочных продуктов военную технику. Александр Шохин, бывший тогда вице-премьером России, предложил новозеландской стороне подержанные танки или атомную подводную лодку…

 
Статья прочитана 1538 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos