Соколиный глаз

21 февраля 1955 года, Ричард Бисселл, высокопоставленный чиновник ЦРУ, выписал чек на счет агентства за один с четвертью миллиона долларов и выслал его Келли Джонсону, главному инженеру завода компании «Локхид», расположенной в калифорнийском городе Бербанк. Общая сумма контракта между агентством и авиакорпорацией составила 22,5 миллиона долларов, соглашение предусматривало постройку 20 самолетов U-2, но «Локхид» срочно нуждался в предоплате, чтобы сохранить итоги предыдущих работ. Деньги, направляемы на строительство самолета-разведчика были освобождены практически от любого внешнего контроля и бухгалтерского учета, по сути, это были выплаты из «черной кассы» ЦРУ. Но, тем не менее, по итогам сотрудничества компания «Локхид» произвела для ЦРУ 20 самолетов этой модели, получив за это 18977597 долларов, таким образом стоимость одного экземпляра не превысила миллион долларов. Официальная прибыль авиакорпорации после исполнения этого контракта составила 1,9 миллиона долларов, то есть около 10 процентов от общей суммы: довольно скромный по нынешним временам результат.

До создания U-2 американская разведка практически не обладала информацией о внутренних районах Советского Союза – самым лучшим источником информации оставались трофейные фотоснимки, сделанные разведывательными самолетами Люфтваффе во время войны к западу от Уральских гор. Кроме того, ЦРУ полностью зависело в техническом сборе информации от военно-воздушных сил, а глава американской разведки Ален Даллес выступал за приоритет агентурной разведки над техническими способами сбора информации. Сведения о создаваемом высотном разведывательном оборудовании были доведены до американского президента Эйзенхауэра и, в конечном счета Даллес согласился с доводом, что ЦРУ будет являться оператором разведывательных самолетов.  Создание U-2 стало, пожалуй, поворотным пунктом в истории американского разведывательного сообщества, точкой перехода от агентурной к технической разведке, что в конечном итоге вылилось в теперь уже известные миру программы «PRISM» и «XKeycore».

В ходе производства самолета сотрудникам «Локхид» и разведчикам приходилось идти на серьезные ухищрения, чтобы скрыть в тайне создание аппарата, способного подниматься на высоту около 21 километра. Любопытно, что для создания топлива для самолета было использовано большое количество реппелента против насекомых, что даже вызвало его нехватку на национальном рынке.

Полеты на U-2 были нелегким заданием. Пилоты, облаченные в громоздкий скафандр, теряли за одну 8-часовую миссию до трех килограммов веса. Кроме того, сбитый пилот мог быть подвергнут пыткам, так что всем им официально предлагались капсулы со смертельным ядом, от которых, впрочем, большинство из них отказывалось. Но средства для самоубийства пилота практически всегда были штатным оборудованием U-2, а 1960 году капсула с ядом была заменена на высокотехнологичное устройство – иглу с мощным ядом из моллюсков, замаскированную в серебрянную долларовую монету. До осени 1955 года для полетов на U-2 вообще использовались иностранные пилоты-наемники, однако они не имели надлежащего опыта, а общение с ними осложнялось языковым барьером. Имена этих первопроходцев и по сей день остаются засекреченными.

Репутация программа U-2, которая не без оснований являлась источником гордости разведывательного американского сообщества, была серьезно подмочена 1 мая 1960 года, когда американский летчик Фрэнсис Гэри Пауэрс был сбит над территорией Советского Союза, но, тем не менее, последние версии этого самолета до сих пор используются ВВС США. Эти самолеты применялись во время операций в Ираке и в Афганистане и во время других многонациональных операций. Второй раз U-2 был сбит над территорией Кубы в 1962 году во время карибского кризиса. Несмотря на то, что события, для освещения которых использовался этот самолет-разведчик во многом уже стали достоянием истории, ЦРУ не спешило рассекречивать многие нюансы его эксплуатации. Так в 1998 прошел симпозиум, посвященный обсуждению программы U-2, спонсором мероприятия выступало ЦРУ. Однако докладчикам было предложено воздержаться от раскрытия информации, касающейся разведывательных полетов самолета с аэродромов на Тайване для проведения миссий в отношении КНР. Один из докладчиков проигнорировал эту просьбу, но ЦРУ продолжало утверждать, что такая информация должна оставаться секретной. Эта позиция нашла свое отражение в сильно отредактированном докладе в отношении программы U-2, которые агентство обнародовало во время конференции.

Пятнадцать лет спустя, ЦРУ стало значительно либеральнее в отношении информации о программе U-2, о чем свидетельствуют недавно рассекреченные разведывательные сводки Центрального разведывательного управления. Этот отчет содержит сведения о полетах U-2 над территорией материкового Китая в интересах китайского националистического правительства на Тайване и сбор информации о военных объектах и промышленных районах, однако детали полетов над китайскими ядерными объектами по-прежнему остаются закрытыми для публики. Снят гриф секретности и с британского участия в программе U-2, в части, которая включала полеты над Советским Союзом.

Вместе с признанием о сотрудничестве с Великобританией в этой гласной разведывательной программе, рассекреченные отчеты сообщают и о роли Франции в качестве мишени для U-2, в частности в отношении французских ядерных испытаний в Тихом океане. При этом американские самолеты-разведчики поднимались в воздух с авианосцев. Индия, Индонезия и Тибет также попадали в объективы фотокамер U-2, два последних случая были связаны с поддержкой тайных операций ЦРУ в этих регионах в конце 1950 годов. В период с 28 марта по 12 июня 1958 года американские разведчики организовали 30 полетов U-2 над Индонезией в рамках операции по свержению президента этой страны Сукарно.

В Соединенных Штатах самолеты-разведчики базировались на знаменитой «Зоне 51», также называемой «Groom Lake», секретном объекте в штате Невада, где испытывались и базировались U-2 и другие секретные изделия. В недавно рассекреченном отчете ЦРУ опубликована и карта, указывающая и расположение объектов на территории «Area 51».

Одним из наиболее неожиданных откровений в опубликованном отчете стала информация о тайной помощи ЦРУ Индии. Поддержка американскими разведчиками индийского правительства выразилось в организации полетов самолетов-разведчиков U-2 над районами сосредоточения и развертывания китайских войск после китайско-индийской войны 1962 года. Для обеспечения деятельности U-2 индийское правительство даже предоставило ЦРУ доступ на авиабазу в Чарбатиа.

 

 
Статья прочитана 1066 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos