Конец эпохи авианосцев? Часть 3. «Альтернативные способы»

Огромный потенциал, заложенный в новые американские авианосцы класса «Форд» является избыточным, так имеются другие, более эффективные методы нападения.

 Кроме того, проблема эффективности авианосца как военно-морской платформы не является самой большой проблемой. Основная проблема – это вопрос его живучести. Подводные лодки, надводные корабли, авиация, противолодочные крылатые ракеты и отряды малых судов несут потенциальную угрозу для крупных кораблей военно-морских сил, в том числе и для авианосцев. Но никакое оружие пока еще не поразило впечатление американских военно-морских стратегов, так, как это сделала китайская ракета  «DF-21D». Китайская «Вторая артиллерия» планирует снабжать эти ракеты разделяющимися боеголовками, каждая из которых может действовать по собственной программе. Боеголовки могут нести в себе фугасные заряды или радиочастотное оборудование, или кассетную боевую часть, и они имеют хорошие шансы достигнуть корабля-цели. Хотя Соединенные Штаты пока не знают стоимость этой оружейной системы, некоторые аналитики оценивают их цену в диапазоне 5-11 млн. долларов. Даже с учетом самой консервативной оценке китайской ракеты в 11 млн. долларов, обмен 11 млн на 13,5 млрд. (стоимость авианосца) . будет очень выгодной сделкой. При таком соотношении цен получается, что Китай может построить 1227 ракет DF-21D для каждого американского авианосца. Обороне США придется уничтожить все ракеты, что, безусловно, является сложной задачей, в то время как Китаю потребуется только одна выжившая ракета, чтобы выполнить свою миссию.

Неэффективность пилотируемой авиации, с его массивными финансовыми затратами на обучение и обслуживание, быстро опережает её полезность. Многие аналитики считают, что идея о необходимости Соединенным Штатам иметь в своем распоряжении большое количество самолето-вылетов неумолимо приводит к необходимости постройки крупных авианосцев. Эти морские гиганты стоят дорого и, следовательно, нуждаются в защите от все более дешевеющих разрушительных технологий.

Спустя 100 лет, авианосец стремительно приближается к концу своей полезной стратегической жизни. Как стрелы, выпущенные английскими лучниками при Азенкуре вытеснили с полей боя рыцарей в доспехах, а лучников, в свою очередь списали в утиль мушкеты и пушки, так и авианосцы могут потерять свое значение с развитием дешевых противокорабельных средств поражения. Чтобы продолжать инвестирование в авианосцы на данном этапе, нужно быть уверенным, что и через 150 лет после своего изобретения эти корабли будут полезными и эффективными. Между тем достижения в области наблюдения, разведки, глобального позиционирования, развития ракетной техники принесли существенные изменения не только в морскую войну, но и во все формы войны.

Все эти факторы свидетельствуют о том, что поворот к беспилотной авиации давно назрел. Появление новых ракетных технологий перемещает авианосные ударные групп дальше от цели, а боевой радиус F-35, или истребителя JSF, не может решить эту проблему. Одним из решений этой диллемы предлагалась отмена производства JSF и одновременное расширение производства более дешевых «Хорнетов». Это позволит ВМС США инвестировать около 70 млн. долларов (разница между стоимостью JSF и F/A-18) в ускорении разработки и производства БПЛА, которые могут базироваться как на крупных авианосцах, так и на более мелких и менее дорогих легких плавающих носителях.

Новый беспилотники могут использоваться только в тех случаях, когда их вылет действительно необходим, а операторы БПЛА будут поддерживать свою квалификацию на тренажерах, что позволит сократить персонал и эксплуатационные расходы и продлит жизнь своих планеров на десятилетия. Эта стратегия позволит медленно снижать число авианосцев, которые будут оставаться на вооружении до тех пор, пока «USS Форд» не отправиться на пенсию в 2065 году. Проектирование новых типов беспилотников может дать им возможность работать с разных типов носителей, вследствие чело диапазон применяемых БПЛА и их эффективность будут ограничены только наличием танкеров для дозаправки. При сближении с ПВО противника, ударные БПЛА могут выполнять маневрирование с более высокими перегрузками, чем пилотируемый самолет, что, несомненно, даст ему лишние шансы в воздушном бою.

Пока не ясно, насколько быстро будет развиваться программа развития БПЛА американского военно-морского флота. В то время как экспериментальные платформы X-47B выглядят достаточно многообещающе, ВМФ, похоже, обеспокоены тем, что оперативные подразделения созданные на основе данного самолета будут страдать от высокой стоимости, ограниченной выносливости и низкой грузоподъемности. Другие сторонники БПЛА выступают за адаптацию уже существующих ударных беспилотников, таких как Predator для использования на морских судах. Это позволило бы сократить затраты но будет недостаточно эффективным с точки зрения диапазона действия и оружейной грузоподъемности. Вероятно, в итоге придется идти на разумный компромисс и искать «золотую середину», для сочетания умеренных свойств малозаметности, стоимости и радиуса действия. До сих пор, американская морская авиация делал основной упор на необходимость быстрой разработки нового пилотируемого самолета. Но аналитики считают, что было бы гораздо лучше, если бы флот разработал надежную платформу БПЛА, способную работать и с больших и с малых палуб.

Кроме того параллельный путь вперед должен включать в себя расширение инвентаря обычных ракет. Основой ракетного вооружения ВМФ США в настоящее время являются крылатые ракеты «Tomahawk». Они развернуты на крейсерах военно-морского флота, на эсминцах, на быстрых ударных подводных лодках и, совсем недавно, на четырех модифицированных подводных лодках класса «Огайо». Эти ракетные подводные лодки способны нести до 155 Томагавков, и представляют собой наиболее эффективный способ ведения войны. Супер тихая, ПЛАРК «Огайо» может проникнуть в чужие территориальные воды незамеченной и нанести первый удар высокоточным оружием, чтобы поразить  критические узлы инфраструктуре противника. Скрытные подводные лодки, оснащенные недорогими ракетами с обычными боеголовками могут стать идеальным способом решения задачи «одна цель-одна ракета=один труп».

Вероятным путем развития американских ВМФ, таким образом, является сочетание медленно вывода авианосцев, строительства кораблей – носителей БПЛА, а также создание расширение числа подводных лодок, способных нанести первый обезоруживающий удар. Эти организованные эскадры, включающие в себя также и десантные корабли, прибрежные патрульные корветы, прибрежные патрульные катера и речные эскадры могут обеспечить разумное распределение полезной нагрузки по всему спектру взаимодействия.

 автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 2444 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos