Конец эпохи авианосцев? Часть 2. «Стоимость бомб»

Рассмотрим военно-морское присутствие, и чем оно отличается от проецирования силы. Идея, что военно-морское присутствие имеет большое значение — хорошо известна. Военачальники во всем мире постоянно торгуются с правительствами, чтобы увеличить число военно-морских судов, работающих в сфере своей ответственности, и никто из них никогда не выступал за снижение их числа. Определить эффективные количественные значения военно-морского присутствия всегда было трудным делом. Также трудно разработать адекватные военно-штабные учения, чтобы проверить идею эффективности такого присутствия. Тем не менее, многие аналитики начали закладывать в теоретические рамки более широкой аргумент, что постоянное присутствие, даже с низким уровнем кораблей присутствия поощрят затухание возможного конфликта. Понятно, что любое военное присутствие имеет свою цену, которую, тем не менее достаточно сложно рассчитать. Однако стоимость может быть рассчитана аналитическим путем, исходя из сравнения платформ и их относительной эквивалентности.

Авианосные ударные группы обходятся очень дорого в постройке и недешево при эксплуатации. Стоимость эксплуатации условной АУГ, состоящей из авианосца с авиакрылом, пяти надводных кораблей и одной ударной подводной лодки, а также почти 6700 человек экипажа обходится в 6,5 млн. долларов в день.

Учитывая, что авианосец является самым ярким ориентиром для военно-морской миссии присутствия, эксперты условно приняли его стоимость за 1 балл. Стоимость самого маленького из возможных военно-морских единиц – речной отряд эксперты оценили в 0,01 балла. Это означает, что текущая стоимость приобретения «1 балла» 13,5 млрд. долларов, что ставит резонный вопрос о том, какую альтернативную комбинацию военно-морских сил можно собрать за такую цену?

Сторонники авианосцев возражали, что более дешевые платформы будут лишены способности осуществлять полноценные миссии проецирования силы в военное время, прежде всего потому, что неспособны выставить одномоментно большое количество самолетов тактической авиации.

Авианосец класса «Нимиц» может генерировать около 120 вылетов в день. Перспективный авианосец класса «Форд» с электромагнитными катапультами может обеспечивать около 160 самолето-вылетов в день, что дает 33-процентное увеличение мощности. Это кажется очень впечатляющим пока не осознаешь, что авианосец «USS George HW Буш», последний корабль класса «Нимиц» обошелся Соединенным Штатам в 7 миллиардов долларов, а строящийся авианосец «Джеральд Форд» будет стоить 13,5 миллиардов. В результате, налогоплательщикам придется заплатить на 94 процентов долларов больше за носитель, который может сделать только на 33 процента больше работы.

И даже с учетом прогнозируемой экономии за счет уменьшения численности и снижение затрат на обслуживание, это инвестиции являются не очень хорошим использованием государственного бюджета.

После Второй мировой войны, группа стратегических бомбардировщиков для разрушения одного моста через реку использовала в среднем 240 тонн бомб. К 1965 году, во Вьетнаме этот показатель снизился только до 200 тонн, но вскоре после этого, инвестиции в высокоточное оружие действительно начали окупаться. К 1999 году только 4 тонны бомб были необходимы для выполнения миссии, независимо от погоды над целью. Войны будущего будут характеризоваться меньшим списком целей, в том числе и такими, которые необходимо вывести из строя, но не разрушать. Можно сломать реле мощности, а не всю электростанцию, но итог для противника будет практически одинаковым.

В конечном счете, анализ не может зацикливаться только на цене вылета самолетов. Ключевой показатель – это экономическая эффективность палубного ударного самолета.

Соединенные Штаты последние десятилетия вели непрерывные боевые действия в Ираке и Афганистане. Американским военным приходилось использовать самолеты F/A-18. Часть из них была построена в 2000 году и была отправлена в отставку после того, как они налетали положенные им 8600 часов жизни. Эти самолеты были приобретены примерно за 50 миллионов долларов за штуку. Подготовка пилотов для этих самолетов по самым консервативным оценкам обошлась налогоплательщикам еще в 2 млн. долларов. Топливо, запасные части и техническое обслуживания будут стоить 60 млн. долларов в течение срока службы самолета. В итоге, общая сметная стоимость жизненного цикла F/A-18 обойдется примерно в 120 миллионов долларов. И какова же отдача от таких инвестиций?

Первый факт, который необходимо понять при оценке эффективности палубного самолета – это то, что процесс пилотирования, взлета и посадки такого самолета является очень сложной штукой. Самолет быстро летит, авианосец быстро идет, и хотя с его палубы авианосец выглядит огромным – для воздушного наблюдателя он кажется невероятно маленьким. Прибавьте к этому качку авианосца и вы получите самое невероятное испытание, с которым может столкнуться боевой летчик. Каждый месяц пилот палубной авиации должен совершить несколько посадок, для того, чтобы подержать свою квалификацию, а затем пилот должен усовершенствовать свои навыки и научиться совершать посадку на палубу уже в ночное время.

Добавьте к этому, что пилоты должны продемонстрировать свои способности не только при взлете и посадке, но и при выполнении боевых задач.

Треть летных часов, проведенных летчиками палубной авиации в небе, расходуется на поддержание квалификации. В конце концов, при полной оценке эксплуатации самолета, выясняется, что среднестатистический F/A-18 Hornet проведет в бою только 20 процентов из своих запланированных 8600 летных часов. Большую часть летного времени займет перемещение в район  рабочей зоны и выход из нее. В большинстве случаем на выполнении собственно боевой миссии будет затрачено только 30 минут. Эффективность боевой поддержки может быть наилучшим образом измерена израсходованными боеприпасами.

Установление фактического количества израсходованных боеприпасов является трудной задачей, поскольку в открытом доступе отсутствуют несекретные отчеты с такими цифрами. Тем не менее, логика подсказывает, что оружие, истраченное в бою, должно быть впоследствии закуплено у производителей. Имеющиеся документы показывают, что военно-морское министерство США, например, приобрело около 18.000 боеприпасов класса «воздух-земля» только за 2002 финансовый год. Учитывая, что, возможно, 2 тысячи единиц этого оружия были предназначены для создания запасов, данные показывают, что американские военно-морские силы потратили около 16000 боеприпасов «воздух-земля» за последние 10 лет. Это число кажется впечатляющим на первый взгляд, но для более четкого осознания статистики необходимо цифра должна быть разделена между примерно 1000 ударных самолетов, имеющихся в распоряжении Военно-морского флота США. В итоге получается, что один самолет за один год расходует примерно полтора боеприпаса «воздух-земля».

Если учесть еще и стоимость жизненного цикла F/A-18 Hornet, то стоимость применения одного боеприпаса «воздух-земля» самолетом палубной авиации составит 7,5 млн. долларов. Это довольно существенная цифра, даже по сравнению с аналогичными по точности и по ударной мощи крылатыми ракетами Tomahawk, каждая из которых стоит примерно 2 млн. долларов. Для достижения такой же доходности на инвестиции как и у «Томагавков», палубникам F/A-18 Hornet необходимо в четыре раза увеличить количество боевых вылетов.

Сторонники пилотируемой авиацией могут возразить, что самолет бы мог израсходовать больше боеприпасов, если бы у него было больше целей. Определенная логика в этом есть, но современная война характеризуется как раз меньшим количеством целей и повышенной осторожностью в применении оружия. Надо отметить, что применение пилотируемой авиации будет необходимы для выполнения миссий непосредственной авиационной поддержки, где требование к визуальной идентификации цели, превысит возможности дальних высокоточных боеприпасов. По этой причине целиком списывать авианосцы с счетов пока все-таки рановато.

 

 автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 3083 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos