Конец эпохи авианосцев? Часть 1. «Короли флота».

Короли американских вооруженных сил, центральное звено самого мощного военно-морского флота, который когда-либо видел мир, авианосец, похоже, может постигнуть судьба линкоров.

Первоначально, корабли этого класса были разработаны для поддержки действий флота, они до сих пор остаются самыми большими, дорогим и уязвимыми боевыми кораблями. Такое положение дел стало результатом политики, проводимой руководством военно-морского флота США, до сих пор делающего упор на создание носителей пилотируемых самолетов, а не на беспилотные ракеты и самолеты. Несмотря на очевидные доказательства того, что носитель пилотируемых самолетов становится все более дорогим способом доставки огневой мощи, что сами авианосцы, возможно, не в состоянии приближаться достаточно близко к цели, чтобы эффективно функционировать или выжить в эпоху спутниковых изображений и ракет большой дальности – Пентагон по-прежнему делает на них ставку и вкладывает миллиарды долларов в разработку новых проектов.

 В 1920-1930-х годы, ограничительные договоры и ограничение военного бюджета привело к военным технологическим достижениям, которые впоследствии сформировали стратегическую обстановку во Второй мировой войне. Долгосрочные финансовые вложения в броню, дизельные двигатели и радиоприемники породили новую форму маневренной войны с использованием танков. Понятия позиционной войны, на которых остановилась военная стратегия Первой мировой, были отброшены в сторону блицкригами в Чехословакии, Польше, Бельгии и Франции. Достижения в конструкции планера, создание двигателей с наддувом, новые системы навигации, модернизация боеприпасов и создание аналоговых компьютеров сделали возможным стратегические бомбардировки в Европе и Азии. Металлургия, совершенствование электрических батарей и уже упомянутые достижения в области дизельных двигателей значительно улучшили эффективность подводных лодок. Но, пожалуй, никакое другое сочетание технологии с тактикой не создало в межвоенный период таких прорывных изобретений, как авианосцы.

 К концу Первой мировой войны, почти каждая великая держава осуществляла попытки соединить в одно целое военно-морские и воздушные силы. Немцы разработали цеппелины, патрулирующие Северное море, а британцы построили авианосец HMS Furious. Во время войны, самолеты, базировавшиеся на Furious, разбомбили и уничтожили два немецких цеппелина в своих ангарах. Американские морские офицеры изучили опыт британцев и переоборудовали угольный транспортер «Юпитер» в авианосец. Этот первый американский авианосец, который получил название USS Лэнгли, был медленным и вмещал очень мало самолетов на своей 152-метровой палубе, но он позволил накопить бесценный опыт, который сослужил хорошую службу при постройке двух следующих американских авианосцев: «Лексингтон» и «Саратога», которые стали уже полноценным оружием морской войны.

 На протяжении большей части следующих двух десятилетий американский флот экспериментировал с авианосцами, сначала используя их для запуска самолетов, которые должны были корректировать огонь линкоров и ведения разведки. Самолеты должны были находиться впереди основной боевой линии для обеспечения оптимальной возможности выиграть решающую артиллерийскую дуэль. Тем не менее, смелые новаторы, такие как адмиралы Эдвард Эберле и Джозеф Ривз вскоре начали использовать авианосцы и их самолеты как самостоятельные инструменты проецирования силы и контроля над морскими миссиями. Именно Эберле подчеркнул ударный потенциал самолетов авианосца и нерациональность использования их в качестве разведчиков при поддержке линкоров. Ривз пошел еще дальше, предложив разделить авианосцы и линкоры. Их тактика была сформирована на океанских просторах, диктующих трудность в поисках цели. Необходимость нанесения удара могла возникнуть в любом месте. Финансовые ограничения межвоенного периода помогли создать эпоху инноваций и экспериментов. Короче говоря, когда доллары доставались Пентагону трудно, верх брали люди с инновационными идеями.

 Прошло 70 лет. После бедствий и побед Второй мировой войны, авианосец и его авиагруппа заняли центральное место в американской военно-морской стратегической мысли и структуре вооруженных сил. Такое постоянство пристрастий не фиксировалось со времен парусного флота. Некоторые скажут, что это говорит о непревзойденной адаптивности проекта авианосца, но некоторые эксперты видят в этом высокомерие и отсутствие стратегических инноваций. Однако, эволюция воздушных противокорабельных технологий, которая началась с самолетов-камикадзе во время Второй мировой войне и особенно развилась разработкой советских противокорабельных крылатых ракет начала оспаривать эффективность авианосцев. Решение США направить две авианосные ударные групп к Тайваню в 1996 году в ответ на китайские провокации дал Китайской Народной Республики ценный урок: китайская армия должна придумать способ удерживать американскую мощь на расстоянии. Вскоре после этого, китайский военный флот начал разработки новых противокорабельных крылатых и баллистических ракет. Быстрое развитие этих систем и понимание того, что они могут составить реальные проблемы для флота США, привели к новой дискуссии о полезности авианосцев.

  Последние выпады критиков авианосцев концентрировались на комбинированных проблемах роста издержек и повышения уязвимости. Имеются также вопросы, касающиеся будущей полезности таких платформ. Сторонники авианосцев парируют, что самая свежая угроза для них – китайские ракеты DF-21 могут быть перехвачены.

 Даже если критики авианосцев правы лишь частично, то финансовые трудности, с которыми сталкиваются многие страны мира требуют дать ответ на перспективу авианосцев прямо сейчас. У США к концу 2011 года долг страны превысил ее валовый внутренний продукт в первый раз со времен Второй мировой войны, что привело к существенному пересмотру потребностей в области национальной обороны. России, которая никак не может похвастаться даже четвертью американского военного бюджета этот вопрос тоже более, чем актуален.

 автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 2002 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos