Инженерные машины

Эти бронированные создания военной конструкторской мысли обычно не привлекают внимания широкой публики. Их не выставляют на парадах, моделисты не соревнуются в создании их достоверных уменьшенных копий. Они обычно лишены самого главного признака, позволяющего обычному обывателю идентифицировать железные повозки как военную технику – орудия или пулеметов. Инженерные машины, а речь пойдет именно о них обычно, образно выражаясь «до пояса» выглядят как вполне обычные танки, но вот то, что устанавливается на них вместо банальных пушек и пулеметов в реальности требует напряженного руда многих конструкторов и техников.

Конечно, в арсенале инженерных войск есть и вполне прозаические гражданские машины, которые можно встретить практически на любой стройке, такие как бульдозеры, краны, грейдеры, экскаваторы, самосвалы. Иногда такая техника оснащается дополнительным бронированием для защиты от пуль и осколков. Так, бронированные бульдозеры играют большую роль в военных операциях армии обороны Израиля при разрушении укрепленных домов, используемых боевиками и во многом стали символом вооруженных сил этой страны. Однако, наибольший интерес представляют специальные изделия, сконструированные для выполнения инженерных задач непосредственно на поле боя.

Близкими родственниками инженерных машин непосредственной поддержки войск являются ремонтно-эвакуационные машины, предназначенные для эвакуации поврежденной техники. Их активное использование позволяет значительно повысить насыщенность боевых частей бронетанковой техникой, гарантируя их своевременный ремонт в непосредственной близости от поля боя. Так, во время Второй мировой войны, танковые части Вермахта засчитывали в свои потери только те подбитые танки, которые оставались на полях боя, занятых советскими войсками или войсками союзников. Во всех остальных случаях, подбитый танк или бронемашина считались временно выбывшими из строя и в безвозвратные потери не списывались.

Следующим классом инженерных машин являются бронированные экземпляры, обычно создаваемые на базе основных боевых танков. В зависимости от поставленных задач, такие машины могут оснащаться бульдозерными отвалами, плугами, шнеками, лебедками, экскаваторным оборудованием или подъемными кранами. Бронированные инженерные машины предназначены для разрушения инженерных заграждений противника и производства землеройных работ. Иногда такие образцы могут оснащаться и средствами дистанционного разминирования, от обычных тралов и плугов до дистанционных систем разминирования, обладающих реактивными движителями.

При том, что основные боевые танки и другие броневые боевые машины непосредственной поддержки войск изначально создавались для действия на пересеченной местности, при отсутствии дорог – в ряде случаев природные препятствия (овраги и реки) останавливали даже такие признанные, «не боящиеся грязи» внедорожники, как танки. Наиболее распространенной инженерной машиной, предназначенной для преодоления естественных препятствий, являются танковые мостоукладчики. Большинство из них представляют собой танковое шасси, на котором смонтирован устанавливаемый на препятствие колейный мост. Время установки такого моста составляет всего 2-3 минуты, а после прохода колонны техники, самоходный колейный мост снимается с препятствия и следует за своим подразделением. В нашей армии массово используется танковый мостоукладчик МТУ-72, созданный на базе основного боевого танка Т-72. Он способен устанавливать мост длиной 20 метров на препятствие шириной до 18 метров, шириной 3,3 метра и грузоподъемностью 50 тонн. Существовал вариант, когда опорой возводимого моста является само танковое шасси. Такая машина заезжает в препятствие, а уже по ней, как по мосту проезжает боевая техника. Самым ярким примером реализации такого решения является экземпляр времен Второй мировой войны, основанный на шасси танка «Черчилль».  Одним из самых примечательных экземпляров военной мостовой техники, основанной на автомобильных шасси, является серия советских тяжелых механизированных мостов ТММ, которые позволяют с высоким темпом создавать мосты для прохода военной техники из готовых блоков длиной 10 метров, которые после стыковки между собой позволяют преодолевать большие препятствия.

Бронированные инженерные машины непосредственной поддержки войск могут иметь и отсеки для перевозки десанта – саперов, которые доставляются таким способом непосредственного выполнения задач. Как правило, такие машины вооружаются пулеметами и гранатометами и имеют достаточную мощность двигателя, чтобы использовать бульдозерные отвалы или минные тралы.

Для организации переправ через крупные реки войска могут использовать военные паромы и десантные транспортные средства. Одним из самых распространенных машин такого типа является паром-амфибия. Такие машины могут самостоятельно передвигаться по суше и превращаться на воде в своеобразные большие лодки, которые зачастую могут стыковаться между собой для формирования больших плавающих мостов. Характерными примером такой техники является отечественная амфибия ПТС (плавающий транспортер средний), который может загружать в себя военную техники непосредственно на суше и пересекать с ней на борту водные преграды.

Наибольшее разнообразие бронированных инженерных машин было сконструировано войсками наших союзников по антигитлеровской коалиции при подготовке к высадке в Нормандии. Эти разнообразные машины сыграли во многом решающую роль в том, что американские, британские и канадские войска все-таки зацепились за французский берег и генералу Эйзенхауэру не пришлось читать заранее заготовленную трагическую речь о неудаче десантной операции. Возможно, именно отсутствие парка подобных машин стало причиной того, что немецкая армия так и не решилась в 1940-1941 годах на вторжение на берега Британии и бросило свои дивизии на Восток.

При высадке в Нормандии уровень британских потерь был ниже, чем на американских участках. Многие историки считают, что причиной тому стал обширный парк инженерной техники, которая использовалась британскими солдатами и была недооценена американцами. В британском арсенале имелось большое количество инженерных машин, предназначенных для решения разных задач. Существовали танки, несущие на выносных конструкциях разрушающие заряды. Сконструированные в основном на базе танков «Черчиль» такие машины доставляли мощный заряд взрывчатки непосредственно к немецкому оборонительному сооружению. Максимальный вес заряда составлял 816 килограмм, что позволяло гарантированно выводить из строя любое бетонное сооружение.

Британские войска использовали и дистанционные системы разминирования, смонтированные на базе танков. Такая система, представляющая собой две наполненных взрывчаткой трубчатые конструкции, могла выталкиваться или затаскиваться на минное поле и проделывать в нем проход шириной до 6,4 метров. Впервые именно на британских танках были использованы и цепные минные тралы.

Британские инженерные боевые машины назывались самими военнослужащими «смешными штуками», однако они сберегли много солдатских жизней. В металле воплощались порой даже самые экзотические идеи. Плавающие «Шерманы», оборудованные специальными брезентовыми экранами оснащались крупнокалиберными мортирами для подавления вражеских огневых сооружений. Эти машины шли в первой линии высадки. За ними двигались бронированные инженерные машины, которые фактически создавали твердую дорогу для следующей волны бронетехники. Такие образцы могли укладывать маты, фашины, даже своеобразную рулонную дорогу. И только потом, по проложенным путям и дорогам, на частично подавленную оборону противника в атаку шли обычные танки и пехота

Используемые в настоящее время в Российской армии бронированные инженерные машины имеют в своей основе хорошо зарекомендовавшее себя шасси танка Т-72. На его основе созданы такие машины как ИМР-2 (инженерная машина разграждения), имеющая на своем борту телескопический кран с грузоподъёмностью от 5 до 11 тонн и клещи для удаления деревьев и других препятствий. В передней части машины расположен поворотный отвал, а на задней смонтирована система разминирования. На вооружении имеется и упрощенная модель этой машины, уже без системы разминирования, и модифицированная, усложненная версия, более приспособленная для работы на территориях с различными видами заражения местности. В самой свежей версии оператор машины получил средство самозащиты – крупнокалиберный 12,7 мм пулемет НСВ.

В связи с высоким риском работы инженерных машин непосредственно на поле боя уже со времен Второй мировой войны велись работы по созданию дистанционно управляемых инженерных машин. Подобные немецкие изделия использовались, например, вермахтом во время прорыва советской линии обороны в ходе Курской битвы. Дистанционно управляемые машины используются и в настоящее время, при этом их размеры могут варьироваться от миниатюрных роботов, используемых войсками и спецслужбами для проведения операций по разминированию внутри зданий, до полноразмерных инженерных машин, сконструированных на шасси основных боевых танков.

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 2628 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos