Опора на Севере

После эпохи географических открытий в мире практически не осталось территорий, не имеющих определенной государственной принадлежности. Однако, существует ряд регионов, имеющих так называемый «международный статус», освоение которых регулируется особыми законами. К числу наиболее известных относятся Арктика и Антарктика.

Россия остается, пожалуй, единственной из великих держав, которая в XXI веке в основном сохранила колониальные приобретения эпохи великих географических открытий. Если великие морские державы создавали доминионы и протектораты, которых можно было достичь только после многомесячных морских путешествий, то Россия планомерно присоединяла земли от Уральского хребта и до Тихого океана. Таким образом, в территориальных границах России оказалось и огромное арктическое побережье. Изначально эта территория не представляла никакого интереса, однако необходимость добычи энергоносителей заставила весь мир по-новому взглянуть на суровые арктические широты.

 Так, канадские ВВС рассматривают возможность расширения авиационной базы в Резольют-Бэй, которая должна стать основой для проведения арктических операций. План развития базы предполагает строительство взлетно-посадочной полосы длиной 3 километра и соответствующей инфраструктуры.

 Эта база должна стать основной точкой, обеспечивающей безопасность северного американского прохода — из Северной Атлантики в море Бофорта, и далее в Тихий океан.

Однако, с другой стороны имеется и северный евразийский проход. Ранее он не рассматривался как серьезные транспортный путь из-за того, что большую часть года навигация по нему возможна только с применением ледокольного флота. Но, в отличии от Канады и США – Россия является единственной страной в мире, имеющей собственный атомный ледокольный флот, кроме того последние годы демонстрируют стремительное таяние полярных льдов, что облегчает прохождение судов.

Не стоит забывать, что именно Северный флот является основным элементом военно-морской мощи России и основной составляющей морской части ядерной триады.

Прохождение по Северному морскому пути значительно, на две недели сокращает путь из стран Юго-Восточной Азии в Европу, кроме того, южный маршрут в настоящее время проходит мимо нестабильных регионов Ближнего востока и Северной Африки.

Кроме транспортировки грузов Россия рассматривает арктический шельф, как стратегическое место, которое может в будущем обеспечивать энергонезависимость страны.

 Уже ведется постройка морских ледостойких стационарных платформ, которые могут обеспечить добычу углеводородов в полярных условиях. К 2020 году планируется развертывание десяти буровых и технологических платформ ледового класса в российской арктической зоне. Обеспечивать их жизнедеятельность будут около 60 судов и 23 танкера, кроме того к этому времени планируется ввод в эксплуатацию атомного ледокола нового поколения.

 Основным вопросом в использовании арктического пространства является определение границ арктического шельфа. Для утверждения своего приоритета Россия провела ряд погружений в арктических водах, в том числе и с использованием специальных атомных подводных лодок. Вопрос о разграничении шельфа будет вынесен на специальное заседание ООН.

 Однако, канадское правительство уже нервно отреагировало на попытку установление российского суверенитета над значительной частью Арктики. Одним из способов сдерживания России в приполярных областях Канада считает развертывание военных баз.

 Россия отвечает не столько увеличением военного присутствия в Арктике (тем более, что это проблематично с точки зрения международного законодательства), сколько развертыванием гражданской инфраструктуры, которая, как известно при необходимости может быть мобилизована. Яркие пример – использование спутниковой группировки компании «Газпром» для управления стратегическими морскими ядерными силами в Арктике. Что же касается прибрежной инфраструктуры, то практически круглогодичный порт Дудинка с развитой системой снабжения компании «Норникель» может составить достойную конкуренцию базе в Резолют-Бэй.

 

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1825 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos