Идеи по корректировке законодательства, благодаря чему удастся исключить участие посредников при выполнении гособоронзаказа, высказал главный военный прокурор Сергей Фридинский.
По мнению главы ГВП, необходимо четко сформулировать список требований к предприятиям и фирмам, задействованным в реализации военных контрактов. Речь идет не только об их производственной базе, соблюдению лицензионных правил и квалификации сотрудников.
В ходе коллегии ГВП, посвященной ужесточению прокурорского надзора за исполнением гособоронзаказа, Фридинский высказал несколько предположений. Отметим, что в 2012 году количество правонарушений в данной сфере достигло 5,5 тысяч. Военные прокуроры потребовали привлечь к ответственности тысячу должностных лиц, а в государственную казну вернули почти полмиллирда рублей. В первой половине текущего года сотрудниками ГВП был предотвращен ущерб в ОПК на сумму 2,5 млрд рублей.
Прокуроры имели дело, в частности, с неисполнением госконтрактов, с нарушениями сроков опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. В предприятиях небезызвестного холдинга «Оборонсервис» размер дебиторской задолженности по неисполненным контрактам составил несколько десятков миллиардов рублей. В частности ОАО «Авиаремонт» до сих пор не отчитался о выполнении работ по сервисному обслуживанию, содержанию, ремонту и утилизации авиационной техники на сумму более 100 миллиардов рублей.
Главный военный прокурор сообщил, что государство несет потери. Причиной тому ошибки в планировании заданий и подготовке конкурсов, приемке готовой продукции и ее поставки в войска, привлечения к исполнению военных контрактов посредников и фирм-однодневок, не обладающих ни производственными, ни трудовыми ресурсами.
В соответствии с материалами военных прокуроров возбуждено уголовное дело в отношении ряда бывших должностных лиц управлений Воздушно-космической обороны и департаментов военного ведомства, которые разместили заказ на изготовление элементов космической техники для оборонных нужд коммерческой фирме. В свою очередь исполнитель для этого не имеет ни мощностей, ни опыта подобной работы. Таким образом за 30 млн. рублей коммерсантам удалось поставить в армию непригодные изделия под видом новых.