Гипергонка

В начале мая 2012 года ВВС США объявили о завершении 10-летней программы разработки и испытаний гиперзвуковых летательных аппаратов. Финальным аккордом испытательной программы стало успешное испытание беспилотного самолета, который в тесте показал скорость, более чем в пять раз превышающую скорость звука.

По официальным данным ВВС США изделие X-51A WaveRider в течении более чем трех минут показало в атмосфере скорость в 5,1 Маха. Успешный полет ознаменовал собой поворотный момент для программы X-51A, которая разрабатывалась для отработки технологий доставки оружия по всему миру в течении считанных минут. Техническое задание предусматривало достижение скорости в 6 Маха (в шесть раз больше скорости звука), но ВВС США посчитало завершающий полет программы, успешным, потому что предыдущие три попытки заканчивались либо авариями, либо аппарату не удавалось достигать нужной скорости.

«Этот тест доказывает, что данная технология созрела до того, что она открывает дверь к практическому применению», заявил Дэррил Дэвис, президент Boeing Phantom Works, компании, которая разрабатывала WaveRider. Он добавил, что полет, в ходе которого WaveRider преодолел более чем 230 миль за шесть минут, был «историческим достижением». Однако, если быть предельно честным, то дальность в 230 миль – это далеко не та цифра, с которой технология получает широкое распространение.

 Эксперты считают, что уже в ближайшем будущем гиперзвуковые прямоточные двигатели станут устанавливаться на быстрые и эффективные крылатые ракеты, также ученые полагают, что в долгосрочной перспективе, эта технология, примененная в гражданской сфере, сделает возможным преодоление расстояния от Лондона до Нью-Йорка за один час. Но все помнят, чем окончилась эксплуатация сверхзвуковых «Конкордов» и Ту-144…

«Я считаю, что все, что мы узнали из программы X-51A WaveRider будет служить основой для будущих исследований гиперзвука и в конечном счете приведет к практическому применению гиперзвукового полета», отметил сказал Чарли Бринк, руководитель программы исследовательской лаборатории ВВС.

В прошлом году, когда его спросили, почему разработка такой технологии необходима для армии, он вспомнил о неудачной попытке покушения на жизнь лидера Аль-Каиды Усамы бен Ладена, которая имело место в 1998 году. Узнав о его местонахождении, военная разведка была в состоянии вызвать военные корабли и доставить крылатые ракеты к цели в течении 80 минут. Новая гиперзвуковая технология могла бы сократить время такой реакции до двенадцати минут.

В свою очередь, еще в сентябре прошлого года вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин заявил, что создание и производство гиперзвукового оружия должно стать приоритетом для России. Об этом было заявлено на совещании, посвященном слиянию двух государственных оборонных компаний.

Выступая на пресс-конференции, посвященной Дню оружейника, Дмитрий Рогозин отметил, что правительство России планирует создать «супер-холдинг» в состав которого должны войти компании «Тактические Вооружение» и НПО машиностроения. Основной целью этого шага должно стать начало разработки гиперзвуковой технологии, добавил он.

Рогозин сказал, что НПО машиностроения было больше технологически связано с Роскосмосом, чем с Министерством обороны, но для того, чтобы добиться результата в такой инновационной области необходимо задействовать специалистов из космической отрасли, которые, кроме полезных знаний обладают еще и широкими международными связями.

Компания «Тактические Вооружение» является разработчиком многих образцов российских тактических ракет, управляемых авиационных бомб и стратегических крылатых ракет. НПО машиностроения является одним из основных русских предприятий по проектированию и производству межконтинентальных баллистических ракет, в частности шахтного базирования SS-19.

Рогозин добавил, что он лично был уверен, что эти две крупные компании в совокупности могли бы решить задачу создания гиперзвукового оружия.

«Гиперзвуковым» по устоявшейся терминологии называются ракеты и самолеты, которые способны развивать скорость, в пять раз и более раз превышающую скорость звука.

Ранее в 2012 году, после успешных испытаний сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос» (совместного продукта НПО машиностроения и индийской компании «БраМос Аэроспейс»), российские специалисты сообщили, что они планируют начать разработку проекта «БраМос-2» — гиперзвуковой ракеты со скоростями до 7 Махов.

Объявление Рогозина прозвучало вскоре после того как президент России Владимир Путин сказал, что с учетом нынешней сложной международной обстановке, вооруженные силы страны должны быть постоянно готовы к действию.

Впервые о гиперзвуковых технологиях российского военно-промышленного комплекса было упомянуто еще во времена, когда министром обороны России был маршал Игорь Сергеев. Министр лоббировал увеличение расходов на близкие ему по месту начала службы РВСН (Ракетные войска стратегического назначения), в том числе за увеличение количества закупаемых ракетных комплексов «Тополь-М». Именно для перспективного вооружения данного ракетного комплекса российскими инженерами разрабатывалась специальная «планирующая ядерная боеголовка». Впрочем, никаких технических характеристик нового вида оружия министром озвучено не было, но военные оговаривались, что ключевой характеристикой новой боеголовки станет возможность произвольно изменять траекторию своего полета, как по заранее введенной программе, так и после выдачи дополнительного целеуказания. В настоящее время США не имеют на вооружении сверхзвуковых крылатых ракет. Их основным средством проецирования силы являются крылатые ракеты «Томогавк», который во всех модификацих имеют максимальную скорость 05,-0,75 скорости звука. Между тем, штатным вооружением российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнеуов», атомных подводных лодок проекта 949А «Антей» и тяжелого ракетного крейсера «Петр Великий» является комплекс противокорабельных ракет П-700 «Гранит», которое способны развивать скорость в 2,5 Маха на высоте и 1,5 Маха у воды. «Граниты» разрабатывались тем самым НПО Машиностроения, которое в связке с компанией «Тактическое вооружение» должны вывести свои разработки уже не на сверхзвуковой, а на гиперзвуковой уровень.

Последующая разработка отечественных конструкторов – комплекс П-1000 «Вулкан», принятый на вооружение аж в 1987 году может перемещаться возле поверхности земли со скоростью в 2 Маха.

Причиной, по которой СССР, а затем и Россия фактически стала законодателем мод в создании сверхзвуковых крылатых ракет стала необходимость борьбы с американскими авианосными группировками, для атаки которых ракеты должны были преодолевать эшелонированную систему ПВО противника.

В ходе работы над такими крылатыми ракетами отечественные конструкторы предложили выбрать в качестве носителя сверхзвуковых крылатых ракет тяжелую баллистическую ракету. Такой комплекс получал способность в считанные минуты доставлять полезную нагрузку в любую точку земного шара. В результате, в совокупности с развитой системой целеуказания наша страна получала бы возможность уничтожать такие подвижные цели, как, например авианосные группировки практически в любой части мирового океана. Причиной, по которой такой комплекс не встал на вооружения была очевидной – непомерная дороговизна. Собственно даже американцы отказались от сверхзвуковых крылатых ракет именно по причине их непомерной стоимости.

Кроме того, сам полет на гиперзвуке для СССР (и России) и США уже давно не представляет какой-либо тайны. Все аспекты поведения управляемого летательного аппарата на таких высоких скоростях уже давно были изучены в ходе эксплуатации космолетов – летательных аппаратов, напоминающих самолеты и осуществляющих самостоятельный спуск из космоса на поверхность земли и посадку на взлетно-посадочных полосах. И американские «челноки» и советские «Спираль» и «Буран» вполне успешно справлялись со своими задачами, в частности именно в ходе их разработки был решен столь важный вопрос теплозащиты корпуса аппарата.

Таким образом, несмотря на бравурные заявления американских конструкторов, гиперзвуковая технология пока еще находится в зачаточном состоянии, а вот сверхзвуковые (до есть до скорости в 3 Маха) уже давно отработаны в том числе и российскими конструкторами и даже поставляются на экспорт..

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1602 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos