Китайский морской ракетоносец

В то время как западные СМИ были в основном сосредоточены на новых китайских перспективных военных игрушках — стелс-истребителях, беспилотных самолетах, баллистических ракетах и авианосцах – они, возможно, пропустили относительно негромкую, не очень современную, но очень важную китайскую покупку: программу морского сверхзвукового бомбардировщика. Как сверхзвуковой бомбардировщик стал «не очень современным»? Потому что эти «новые» бомбардировщики, вероятно, будут собираться на приобретаемом в России оборудовании, разработанном для строительства лицензионных копий самолетов ОКБ Туполева Ту-22М разработки еще 1970-х годов. Эта машина представляет собой несколько упрощенную версию американского стратегического бомбардировщика B -1 Lancer с более коротким радиусом действия.

Уже в третий раз за последние семь лет (первый случай был зафиксирован в 2005 году, а второй в начале 2012 года) несколько веб-сайтов в Китае сообщили, что КНР и Россия договорились о продаже линии по производству бомбардировщиков Ту-22М3 на общую сумму 1,5 млрд. долларов США.

Построенные самолеты поступят на службу в китайские военно-морские силы под обозначением «H-10».

Сделка, заключенная с Россией по слухам предусматривает поставку 36 самолетов с двигателями: первая партия будет насчитывать 12 машин, а вторая – 24 машины.

Ту-22 будет использоваться в морской авиации и будет предназначен для атаки целей, защищенной мощными системами ПВО.

Ту-22М это сверхзвуковой бомбардировщик еще советской разработки, имеющий крыло с изменяющейся стреловидностью и созданный для выполнения стратегических задач и атаки надводных целей. Он был разработан во время холодной войны, и по сей день является эффективным средством воздушного нападения. В настоящее время в России производится частичная модернизация парка этих самолетов, но и в исходных условиях с дальностью полета около 6,800 км и полезной нагрузкой в 24000 кг, он по-прежнему считается серьезной угрозой для многих поколений новейших систем оружия. Особенно, если сделка с Россией включает в себя и поставку противокорабельных ракет Х-22. Такая сделка может представлять собой значительное изменение в стратегическом балансе сил в регионе. Приобретение бомбардировщиков Ту-22 даст Китаю еще один инструмент защиты своих интересов в Южно-Китайском море и Тихом океане, быструю платформу для запуска крылатых ракет, снабженных обычными или ядерными боеголовками и способных изменить баланс сил в различных региональных сценариях войны.

Хотя никаких официальных заявлений на данный момент пока не последовало, китайские веб-форумы полны сообщений о предстоящей сделке. Судя по всему, самолеты будут строится на мощностях авиастроительной корпорации Сиань в Китае — с двигателями, импортируемыми из России. Китайская оборонная промышленность еще не освоила сложное искусство создания реактивных двигателей высокой производительности для использования на флоте.

Почему же китайский флот желает получить парк сверхзвуковых тяжелых бомбардировщиков? Китайцы планируют использовать их в качестве скоростных носителей больших противокорабельных ракет. Так же как и в России, флот Ту-22М будет призван играть роль «убийц авианосцев». Такое оружие вписывается в практику расширения закупок китайскими военными оружия, разработанного для того, чтобы держать другие страны — особенно США — на расстоянии. Новые машины могут заменить парк флотских бомбардировщиков Xian H-6 – китайскую версию советского стратегического бомбардировщика Ту-16 («Badger» по классификации НАТО, который сейчас вооружен противокорабельными ракетами КС-1, которая представляет собой по сути беспилотный вариант истребителя МиГ-15).

Однако некоторые аналитики сомневаются, что Китай действительно собирается начать строительство старой советской конструкции, которая была снята с производства в России в 1997 году. Некоторые китайские военные чиновники отмечают, что противовоздушная оборона ВМС США может обнаружить Ту-22М на очень далеком расстоянии.

В то время как слухи о строительстве флота сверхзвуковых бомбардировщиков соответствуют китайской военной философии «ограничения доступа», и позволят китайскому военно-морскому флоту выйти на «проектную мощность» во всем Тихоокеанском регионе, поддержание стратегической бомбардировочной авиации будет для китайской стороны довольно дорогим удовольствием. Это в принципе имело бы смысл, учитывая стратегию Китая и его амбиции в «проецировании силы», но существует одна вещь, которая показывает, что создание дальнего бомбардировщика для морского флота не является самостоятельной ветвью развития. Первоначальные затраты в плане обучения и обслуживания парка таких самолетов чрезвычайно велики. Вероятно, большие расходы Китаю ещё придется понести для создания флота танкеров-заправщиков. Только при наличии воздушных танкеров флот сверхзвуковых бомбардировщиков будет по-настоящему эффективным.

Стоит отметить, что Китай недавно представил обновленную «стратегическую» версию своей машины H-6, названную H-6K, и, по всей видимости, все-таки стремится строить свой собственный воздушный флот топливозаправщиков.

Также эксперты отмечают, что Китай заинтересован в активном сотрудничестве с Украиной в сфере военной модернизации самолетов. Украина и Китай собираются расширить сотрудничество в области ремонта и модернизация военных самолетов. По словам представителей государственной компании Укрспецэкспорт, стороны обсудили вопросы, связанные с развитием двустороннего военно-технического сотрудничества. Такой диалог состоялся в рамках форума Китайской международной авиации и Авиационно-космического салона Airshow China 2012, проведенного в городе Чжухае. Украинская сторона провела переговоры с китайскими компаниями о взаимодействии в области ремонта двигателей и трансмиссии военных вертолетов, а также поставку самолетов-заправщиков Ил-78, их ремонта и обслуживания. Китай также обсудил с Украиной вопросы поставок авиационных запасных частей и проведение ремонта авиационных двигателей на украинских заводах. В настоящее время Китай является основным покупателем продукции оборонной промышленности Украины. На 2011 год Пекин обеспечил около 43% процентов украинского военного экспорта. С украинской стороны контрагентом в области авиационной промышленности выступает Государственное предприятие Антонов и его руководство активно рассматривает открывающие возможности для сотрудничества с китайскими заказчиками. Так, в частности, украинская сторона оказывала помощь Китаю в строительстве нового поколения китайских транспортных самолетов. Кроме того украинский производитель авиадвигателей «Мотор Сич» работает с китайскими партнерами над созданием новых китайских учебных самолетов L-15. В перспективе Украина может сотрудничать с Китаем при модернизации тяжелых истребителей.

Такие инвестиции вполне могут быть по силам китайским военным, которые вкладываются и в ряд других, более новых систем вооружений, которые варьируются от стелс-истребителей до противоспутникового и кибер-оружия.

Если китайский военный бюджет растет с почти бешеной скоростью, то вполне возможно у Поднебесной хватит денег и на приобретение оборудования и развитие систем, которые можно оценивать как небольшие или ассиметричные, в том числе и флота морских сверхзвуковых бомбардировщиков-ракетоносцев. Кроме того, для Китая, строительство флота Ту-22М, возможно будет лишь элементом давления на дипломатическом поле.

 

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 2019 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos