Предварительные итоги военного противостояния в Мали

 Первая потеря в военном контингенте Французской республики в Мали произошла во второй половине дня 11 января 2013 года. Огнем с земли из стрелкового оружия был ранен лейтенант Дамьен Бойтекс. Пуля разорвала артерию в ноге, и, хотя его второй пилот благополучно вернул вертолет на базу, офицер французский армейской авиации офицер скончался от полученных ран.

В тот же день огнем из стрелкового оружия был поврежден еще один вертолет «Газель». Пилот совершил аварийную посадку. Третий резервный вертолет, находившийся неподалеку,подобрал экипаж сбитой машины и уничтожил поврежденный вертолет на земле.

Быстрая реакция французской армия на события в раздираемой гражданской войной Мали стала возможной благодаря тому, что вертолеты «Газель» уже находились в этом регионе. Эти легкие, простые и недорогие машины позволяют оперативно реагировать на возникающие угрозы, однако сбитые вертолеты показывает, что за скорость тоже нужно платить свою цену.

Французские военные считают потери на начальном этапе операции одним из уроков военной операции, которую начал президент Франции Франсуа Олланд. Первым его приказом в этой войне стала атака самолетами ВВС Франции «Мираж», «Рафаль» и легкими ударными вертолетами «Газель» двух моторизованных колонн боевиков в которых находились около 200 автомобилей и 1200 боевиков.

Кроме того, уже первые несколько дней боев показали, что Франция чутко держит руку на пульсе событий, происходящих в Мали и французские военнослужащие, находящиеся на африканских базах имеет надежные данные разведки, наблюдения и рекогносцировки, на основании которых было принято решение о нанесении удара именно в самый критический момент.

Похоже, операция «Серваль» в Мали расставит по-новому приоритеты оборонной доктрины европейских стран. Затянувшийся экономический кризис вынудил правительства многих стран сокращать свои военные бюджеты и следствием этого стало видимое снижение боеготовности и способности оперативно реагировать на разгорающиеся военные конфликты. Именно такая точка зрения сквозит в статьях многих европейских военных экспертов.

Но, тем не менее, другие эксперты считают, что именно использование «старых вертолетов «Газель» является причиной того, что «Франция была в состоянии начать действовать так быстро». Даже такое «древнее» оружие в таких отдаленных и небогатых регионах, каким является Мали, может стать существенным козырем. Использование таких морально устаревших платформ позволяет более широко охватить вероятные театры военных действий. Если же полностью полагаться исключительно на современное, сложное, дорогое военное оборудование, то можно упустить выгодный момент для применения армейской силы.

По мнению экспертов, Франция и другие европейские страны должны поддерживать в боевой готовности широкий спектр военной техники, чтобы быть готовыми отвечать не только на симметричные, но и на асимметричные угрозы, например на «боевиков в пикапах». Кроме того, по их мнению, простоту военной техники вполне можно компенсировать ее количеством. В зарождающихся региональных конфликтах весомую роль могут сыграть именно «большие батальоны», которые способны на начальном этапе развития переломить намечающиеся негативные тенденции. Да, высокотехнологичное оружие очень эффективно, но его просто невозможно иметь в товарном количестве на всех угрожаемых направлениях.

Естественно, Франция не ограничилась в Мали исключительно использованием техники «второй свежести». Так на смену «Газелям» прибыли ударные бронированные вертолеты «Тигр», вооруженные 30-мм автоматическими пушками. В отличии от «Газели» с ее неподвижно закрепленной 20-мм пушкой, «Тигр» может активно маневрировать в воздухе и открывать огонь не только строго по курсу движения. Группа из 18 боевых машин такого типа, поддержанная соответствующей логистикой, сможет серьезно изменить баланс сил в Мали.

Полностью бронированная капсула для экипажа «Тигров» даст возможность производить огневые налеты непосредственно в зоне воздействия стрелкового оружия обычного калибра, что даст больше возможностей для точной идентификации целей.

Проецирование силы

Это достаточно популярный термин, используемый в военных доктринах многих стран нашел свое выражение и во французской операции «Serval». Французские военные эксперты уже начали активную пропагандистскую компанию за увеличение расходов, связанных со строительством военных баз в африканской зоне влияния Франции. Общие затраты на увеличение активного присутствия французских военных на африканском континенте могут вылиться в несколько сотен миллионов долларов, однако такие базы могут существенно экономить оперативные расходы, связанные с переброской большого количества войск с помощью военно-транспортной авиации, а также для обустройства пунктов дислокации «в чистом поле».

После вывода в 1968 британских войск в зоне, расположенной «к востоку от Суэца», Франция остается единственной страной в Европе, которая имеет собственную сеть военных баз в Африке, расположенных на территории бывших французских колоний. В настоящее время, в связи с продолжающимся финансовым кризисом все чаще возникают разговоры о необходимости свертывания этих объектов.

Военные действия Франции в Мали показали, что правительство Республики готово и желает применять военные силы за рубежом, несмотря нав целом негативный опыт, полученный в ходе многонациональной операции в Афганистане.

«Правда в том, что таких операций будет все больше и больше», говорит ЛюкВиеллард, директор частной консалтинговой и разведывательной компании. «такие столкновения будут, но они будут краткосрочными, а не длительными».

В Мали, Франция не может «отсиживаться в тылу», ограничивая свою рольобеспечением логистики, разведки, наставничеством и подготовкой африканских войск.Французским войскам придется вести сражения непосредственно на линии боевого соприкосновения, в то время как европейские и американские союзники будут ограничиваться логистической помощью и сбором разведданных.

Зависимость Парижа от партнеров по НАТО и ЕС вызвана структурой европейской оборонительной доктрины, где в частности закупка и использование военно-транспортной авиации отданы на наднациональный уровень. Однако уже компания в Ливии показала некоторые пробелы в обеспечении единых действий боевой и транспортной авиации Евросоюза. В качестве проблемных моментов эксперты называют дозаправку в воздухе, воздушную транспортировку войск и сбор и анализ разведывательной информации.

У Франции возникают вполне обоснованные сомнения, будет ли ей при продолжении операции обеспечен гарантированный доступ к ряду возможностей, таким какдозаправки топливом в воздухе и использования транспортных самолетов. Серьезным препятствием к этому могут стать финансовые проблемы стран-участниц Евросоюза. Для обеспечения бесперебойного обеспечения транспортными услугами операции в Мали Франции пришлось опереться на ряд специальных договоренностей с США и европейскими союзниками, а не на Европейское командование воздушного транспорта, дислоцированного в Нидерландах.

Несколько стран, включая Великобританию, Бельгию, Канаду и Данию обязались предоставить транспортные самолеты, чтобы помочь Франции.Германия не помогает Франции напрямую, но сказал, что отправит два борта C-160 для перевозки африканских войск из запланированных трехтысячной военной миссии в поддержку правительства Мали. Для обеспечения военных перевозок Франции пришлось обратиться даже к Россиии задействовала 224-й летный отряд военно-транспортной авиации РФ. Российские «Русланы» за твердую оплату перебрасывали из Европы в Мали бронетехнику и личный состав.

Некоторые военные эксперты считают, что одним из предварительных итогов военной операции в Мали стало осмысление отсутствия необходимости срочного заключения многосторонних договоренностей и совместного использования военной силы, которые могут стать препятствием для быстрого развертывание войск. Во время быстротекущего военного кризиса счет может идти на часы и тут уже не дипломатических формальностей. И если в организации совместной обороны европейских стран коллективный подход может быть полезным, то в деле зарубежных военных операций маховик европейского бюрократизма может раскачиваться слишком долго. Французские ястребы бьют тревогу и считают, что ограничение расходов на оборону и полное доверие европейской коллективной системе могут серьезно подорвать возможность Франции по проецированию силы в различные точки земного шара.

Разведывательные потребности

Боевые действия в Мали также показали важность своевременного сбора разведывательной информации. Достоверные разведывательные данные, предоставленные командованию в точное время, являются реальным множителем военной силы. Именно данные разведки позволяют командованию точно решить, где, когда и в каком объеме необходимо военное вмешательство.

В Сахаре Франция использует военные спутники оптической разведки, реактивные разведывательные самолеты военно-воздушных сил и разведывательные самолеты французского военно-морского флота, предназначенные для морского патрулирования. На помощь этим силам может быть придана и группировка БПЛА.

Но эксперты считают, что этого не достаточно, поскольку такими силами невозможно обеспечить сплошную и непрерывную разведку местности. Вследствие финансовых проблем для получения разведывательных данных могут быть использованы более дешевые методы. Таким решением, например, является использование самолетов морской разведки ATL-2. Их использование в Мали является временным решением и их возможностей вполне достаточно для сканирования пустынных местностей. Также специалисты считают, что одним из возможных вариантов является дополнительное оснащение разведывательным оборудованием транспортных самолетов, таких как C-130, C-160 «Transall» или A400M.

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1555 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos