Перспективы ВТС с Индией

 Транснациональные корпорации и государственные оборонные предприятия, стремящиеся проникнуть на индийский рынок вооружений, сталкиваются с неповторимой бюрократией этой страны, сложными процедурами проведения конкурсов и с протекционистской политикой, направленной на поддержку национальных индийский предприятий. Но все это не останавливает их и они по-прежнему готовы делать бизнес на полуострове Индостан.

Руководители предприятий военно-промышленного сектора из разных стран мира, посетившие аэрокосмическое шоу, состоявшееся недавно в Бангалоре, признают небольшие реформы, проведенные индийским правительством в оборонной сфере, но настаивают, что главные проблемы последнего десятилетия все-таки сохраняются.

Основной претензией являются неопределенные сроки проведения тендеров на поставку военной техники. Тем не менее, основные игроки на мировом рынке вооружений, будут мириться с существующими проблемами, потому что Индия планирует потратить около 100 миллиардов долларов для закупки примерно 400 истребителей и 200 вертолетов в ближайшие 10 лет. Но то, станет ли индийское правительство придерживаться строгих временных рамок и обеспечивать прозрачность при заключении своих оборонных контрактов остается серьезной проблемой для всех, кто хочет получить лакомый кусок индийского военного пирога.

Сменявшие друг друга правительства в Индии потратили за последние полвека миллиарды долларов на покупку оборонных технологий и создание огромных государственных предприятий военно-промышленного комплекса. Официальные представители индийского Министерства обороны отметили, что Индия значительно открыла свой оборонный сектор за последние 10 лет, но индийское правительство в то же время считает, что как частные национальные, так и иностранные игроки на этом рынке ожидают более объемных заказов.

Большинство местных и зарубежных производителей оборонного сектора согласны, что Индия будет оставаться одним из главных рынков сбыта для мировой военной промышленности, но предупреждают, что компаниям необходимо набраться терпения и лучше понять индийский способ работы с оборонными подрядчиками для достижения успеха в долгосрочной перспективе.

Руководители иностранных корпораций боятся открыто критиковать индийских бюрократов, прежде всего из-за опасения за свои будущие прибыли.

Между тем, малые и средние игроки не стесняются жаловаться, что крупные фирмы выигрывают контракты путем предоставления демпинговых цен. Так, один из руководителей небольшой оборонной компании, базирующейся в Бангалоре, сказал, что если крупные частные игроки могут позволить себе потерять деньги и сделать огромные инвестиции в будущее, то средние и мелкие фирмы будут просто уничтожены. Он также отметил, что иностранные компании военно-промышленного сектора оставляют для местных игроков очень маленькое пространство для маневра.

Ряд чиновников из международных фирм, опрошенных на выставке «Aero India» сказали, что, несмотря на то, что ряд их контрактов был сорван, они уверены на рост их продаж в будущем.

«Существует одна вещь, которой должны научиться американские компании для проектов в Индии – это терпение» — так оценил обстановку Рам Прасад, управляющий директор компании Rockwell Collins.

Он выразил доверие индийской контрактной системе за попытку быть более открытой и прозрачной, но, в то же время, Прасад считает, что медленные темпы повышения эффективности проведения тендеров в основном зависят от индийского правительства.

«Мы нашли людей в погонах, которые очень быстро принимают решения», сказал Прасад. «Но зачастую документ застревает где-нибудь в министерстве…Я думаю, что бюрократические проволочки все-таки имеют место».

Прасад считает, что идеальная система закупок военной техники должна перейти от ставки, основанной на низкой стоимости, на систему, которая позволит выигрывать контракты компаниям, предоставляющим продукцию более высокого качества, даже если она стоит дороже.

Интересы американских компаний на рынке вооружений Индии активно лоббируются правительством США. Выступая на выставке в Бангалоре, посол США в Индии Нэнси Пауэлл пообещала попытаться устранить «препятствия», стоящие перед не-индийскими компаниями. Естественно, под иностранными компаниями американский посол понимает преимущественно американские. «Мы работаем с правительством Индии и частным сектором в Индии и США, чтобы уменьшить препятствия, преодолеть трудности и содействовать развитию оборонной и аэрокосмической отраслей в интересах обеих стран», сказала Пауэлл.

Протекционистская политика американских дипломатов уже принесла некоторые результаты. Так Джим Гриббон — региональный президент американского аэрокосмического концерна Lockheed Martin отметил постепенные улучшения индийской контрактной системы в течение последних шести лет.

В то же время, индийское правительство целенаправленно продвигает идею создания совместных предприятий для поставок военной продукции. Председатель государственной корпорации Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) господин Матур завил, что стране требуются очень большие инвестиции для организации строительства истребителей и вертолетов в Индии, и HAL всегда выступает за партнерство с частным фирмам для участия в крупных оборонных проектах. В рамках этой стратегии HAL уже объединилась с 157 малыми и средними частными компаниями в Индии для организации поставки 15 тысяч видов различных компонентов для производства боевого самолета Су-30 МКИ российской разработки. Матур также сказал, что HAL объединилась с 70 частными производителями оборонного сектора в рамках передачи технологии строительства ключевых систем для перспективного среднего многоцелевого боевого самолета (MMRCA), масштабного проекта, координация усилий в котором будет серьезной проблемой. Он также признался, что уже зафиксирован перерасход средств и имеются задержки в некоторых проектах за счет параллельного проектирования.

Россия, по-прежнему остается крупнейшим поставщиком оборонного сектора Индии, но также, как и другие страны, испытывает некоторые трудности в ведении бизнеса.

«Адаптация оборонных тендеров в Индии в настоящее время является большой проблемой, и их условия все чаще становятся все более сложными», сказал Виктор Комардин, заместитель генерального директора Рособоронэкспорта.

«Россия планирует создать индустрию текущего и капитального ремонта и изготовления запасных частей для российских оружейных систем в кооперации частными индийскими компаниями, но индийские чиновники блокируют эти усилия и настаивают на передачу этого сектора американским компаниям», сказал Комардин.

Одним из перспективных крупных оборонных проектов для Индии стал истребитель пятого поколения (FGFA), модель которого с гордостью демонстрировалась на выставке в Бангалоре.

Но, несмотря на заявления, что это продукт разработан совместно Россией и Индией, должностные лиц за HAL и ВВС Индии сообщили западным корреспондентам, что Индия не играет значимой роли в FGFA и самолет на самом деле полностью разработан русскими конструкторами. Чиновники ВВС Индии заявили, что хотели бы играть большую роль в развитии FGFA.

Представитель «Рособоронэкспорта» пояснил, что проект FGFA предназначен исключительно для Индии и действительно основывается на самолете Т-50 российского производства. По его словам, Дели уже заплатил за развитие программы и постройку прототипов FGFA. Он утверждает, что никто, кроме России не может передать Индии технологию производства стелс-истребителей, что делает нашу страну очевидным выбором в качестве партнера для разработки индийского самолета пятого поколения.

Он отметил, что Индия огласила дополнительные требования и настаивает на радикальных изменениях в Т-50, которые могли бы привести к увеличению стоимости проекта FGFA. Соглашения о научных исследованиях и разработке этой перспективной программы, как ожидается, будут подписаны в течении этого года. Комардин также пояснил, что Россия будет производить FGFA, а Индия будет ответственна за производство некоторых компонентов при полной передаче технологий. На постройку индийского FGFA потребуется несколько лет.

Официальные представители HAL отметили, что в 2012 году было проведено несколько встреч с российскими чиновниками, в ходе которых были достигнуты соглашения о распределении работ, конфигурации дисплея в кабине, переработке крыла и рулевых поверхностей, боевого компьютера, навигационной системы и обеспечения совместимости FGFA с некоторыми индийскими разработками. Кроме того, HAL и российские конструкторы будут совместно разрабатывать систему управления вектором тяги воздушного судна.

Американские аэрокосмические гиганты с интересом наблюдают за развитием российско-индийского сотрудничества в этой сфере. Если, как и во многих проектах в прошлом, индийская сторона откажется от российской продукции, другие игроки непременно предложат свои услуги.

На вопрос о том, как относится компания Lockheed к продаже самолетов F-35 Joint Fighters Strike в Индию, ее представитель заявил, что компания будет рада выйти на индийский рынок — если правительство США разрешит начать переговоры. JSF является государственной программой и контролируется несколькими американскими правительственными ведомствами. В то время представитель Lockheed признал «некоторые предварительные обсуждения по F-35».

автор статьи — Сергей Серков

 

 
Статья прочитана 1922 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos