Кто, если не они?

 Специалисты считают, что французская и европейская военная доблесть не всегда в полной мере оценивалась другими странами, в том числе и Соединенными Штатами.

По крайней мере, существуют некоторые театры военных действий, где наиболее приемлемым опытом обладают такие подразделения, как морские пехотинцы, иностранные легионеры, и других элитные французские части. Таким регионом, в частности является Мали.

«Французский спецназ TIP TOP, наиболее подготовлен к выполнению задач в этом регионе», отмечает Брукс Тигнер, главный аналитик по безопасности европейского информационного бюллетеня. «Они также имеют большой опыт в экспедиционных действиях в Западной Африке», добавляет он: «Они хорошо знакомы с местной территорией, границами, рельефом и этническими проблемами».

Среди европейских союзников Америки, только британская армия может сравниться со способностью Франции проецировать значительную военную силу за рубежом. Тем не менее, даже британские «томми» не имеют большого опыта работы в бывших французских колониях в Северной и Западной Африке — именно там, где в последнее время рост радикальных групп создает серьезную угрозу безопасности международного сообщества.

Французские войска принимали участие в более чем десятке африканских миссий в течение последних двух десятилетий. Французские и британские самолеты взяли на себя инициативу в воздушной кампании НАТО в Ливии в 2011 году. Французские войска также успешно вмешались, чтобы остановить гражданскую войну в Кот-д’Ивуаре. Тремя годами ранее, они возглавили европейские операции по предотвращению конфликтов в Судане и предотвратили распространение конфликта на Чад.

Несмотря на разговоры о возможном развитии затяжного сопротивления экстремистов в начале обоих этих операций, в реальности французские войска достигли своей цели с минимальными потерями.

Хотя французские газеты высказали опасения, что текущая операция, направленная на наведение порядка в регионе, который имеет площадь в два раза больше Франции, может нести риски перерождения в перманентный конфликт по афганскому сценарию, французские лидеры уверены, что 2500 военнослужащих в Мали в сжатые сроки выполнят поставленную задачу, а затем передадут контроль над регионом объединенным африканским войскам.

«Наша цель состоит в установлении контроля над всем Мали», заявил недавно министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан в интервью телевидению: «Мы не собираемся оставлять любые очаги сопротивления».

Но, несмотря на свою уверенность в положительном исходе операции, французы понимают, что затянувшийся конфликт против хорошо вооруженных и хорошо мотивированных оппонентов может создать непомерную нагрузку на военную мощь страны и ее финансы. Как и другие европейские страны, Франция сократила свой оборонный бюджет, в надежде справиться с экономическим кризисом еврозоны.

В 2011 году военные расходы европейских стран впервые упали ниже целевого уровня, установленного руководством НАТО в размере 2 процентов от объема производства.

Согласно последней статистике НАТО от 2011 года, кроме США, уровень расходов на оборону превысил установленный необходимый минимум только в Великобритании и охваченной кризисом Греции. С другой стороны, расходы США на оборону составили 4,8 процента от ВВП.

Сокращение штатной численности вооруженных сил является общим европейским долгосрочным трендом. Так, французские вооруженные силы упали в численности до 227 тысяч человек. В 1990 году армия Франции насчитывала 548 тысяч человек. Военные планировщики в настоящее время считают, что бюджет Франции может выдержать развертывание около 30 тысяч военнослужащих за границей. Десять лет назад эта цифра составляла 50 тысяч. Некоторые французские старшие офицеры ставят под сомнение даже возможность развертывания и 30-и тысячного контингента.

 «У нас есть карманная армия отличного качества, но, в конечном счете, мы уязвимы», говорится в докладе французскому сенату, опубликованному в прошлом году.

Перед переброской войск в Мали, Франция уже имела 4750 военнослужащих, задействованных в операциях по всему миру, в том числе 1650 в Афганистане, 950 в Чаде, 900 в Ливане и 460 в Кот-д’Ивуаре.

Хотя численность войск, переброшенных в Мали, является относительно небольшой, французские войска не смогли бы обойтись без британских, американских и даже российских тяжелых транспортных самолетов, чтобы добраться до Западной Африки.

Стратегические воздушные перевозки – это долгосрочная проблема, которая должна была быть решена с поставкой новых транспортных самолетов A400M, разрабатываемых корпорацией Airbus. Франция заказала 50 новых тяжелых транспортников, первые три из них должны быть поставлены в войска во второй половине этого года.

Другим дефицитом во французских вооруженных силах являются беспилотные летательные аппараты и спутники наблюдения, которые могли бы сыграть решающую роль, в случае, если французские войска будут вынуждены проводить операции против небольших групп на севере Мали и в пустынной местности.

«Они нуждаются в глазах в небе, которые могут отслеживать движущиеся цели в режиме реального времени», отмечает Тигнер. Пока же французам приходится полагаться на британскую или американскую помощь в сборе разведданных.

Хотя французское правительство своевременно поблагодарило союзников за военную поддержку, есть опасения, что другие европейские страны в будущем не будут столь активны в оказании военной помощи.

«Европа не всегда может нести ответственность за одно государство», заметил Арно Даниджин, французский политик, который возглавляет подкомитет Европарламента по безопасности и обороне. Даже если европейские страны согласятся с французской оценкой угрозы со стороны радикалов в африканском регионе Сахель и решат, что эта угроза касается их всех, никто из них не предложил ввести в регион свои боевые войска, оставив Францию в одиночестве.

Французские чиновники уже давно жалуются, что у Европейского Союза не хватает ни ресурсов, ни политической воли, чтобы посылать войска в горячие точки мира.

Военные расходы сокращаются по всей Европе в течение многих лет: Соединенные Штаты, которые обеспечивали половину оборонного бюджета НАТО во время холодной войны, теперь оплачивают 75 процентов валового объема.

Даже в страны, имеющие относительно большие армии, не в состоянии или не желают их развертывания за рубежом. Хотя вооруженные силы Германии насчитывают почти 200 тысяч человек, только менее чем 9 тысяч военнослужащих могут принимать участие в зарубежных операциях, даже в том маловероятном случае, если немецкое правительство будет готово отправить их туда.

«Многие европейцы готовы послать солдат для участия в миротворческих миссиях, но, как мы видели в Ливии, и как мы видим, в Мали, не так много стран готовы сделать реальный боевой вклад, в том числе и осуществить огневую поддержку с воздуха», говорит аналитик Дэниел Кеохен: «Существует четкое и глубокое разделение между европейскими государствами-членами НАТО по вопросам использования военной силы».

Еще в 2007 году члены Европейского Союза подписали соглашение, которое предусматривало создание двух весьма мобильных «боевых подразделений», численностью в полторы тысячи человек. Эти части должны были находиться в режиме постоянного ожидания для экстренного развертывания. Тем не менее, в реальности такие подразделения так и не были созданы.

Максимум, на что согласился ЕС в военной операции в Мали – это отправка 450 человек для организации обучения ослабевшей армии этой страны.

«Франция вмешалась, потому что проблема в Сахеле угрожает развиться в серьезную угрозу для Европы. Они ввели войска, потому что другие европейцы уклонились от своей ответственности», так оценил поведение Франции корреспондент немецкой газеты Suddeutsche Zeitung: «Это говорит нам о многом в состоянии общей европейской политики безопасности и обороны. И никто не скажет, что это хорошо…»

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1275 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos