Репетиция войны

В октябре 2012 года восемь израильских боевых самолетов нанесли удар по оружейному заводу «Ярмук», расположенному в пригороде Хартума – столицы Судана. Эксперты считают, что эта атака могла быть репетицией израильского удара по Израилю.

Суммарная бомбовая нагрузка восьми многоцелевых ударных самолетов F-15I составила 16 тонн. В ходе операции израильские машины преодолели по воздуху расстояние в 3900 километров и зашли в воздушное пространство Судана со стороны востока, чтобы не попасть в поле обзора египетских РЛС.

Поводом для нарушения суверенитета стала информация о производстве на территории Судана ракетного оружия в интересах Ирана, в том числе и установок «Кассад», которые используются движением «Хизбалла» для нанесения ударов по Израилю.

В связи с этой явной демонстрацией военной мощи возникает вполне законный вопрос: какие юридические основы имеет под собой такая атака, может ли она быть повторена в будущем и как отреагируют на такие действия другие игроки на международной арене.

Чисто теоретически, исходя из озвученных предпосылок удара по Судану, израильские власти вполне могли бы нанести удар и по Китаю, или на худой конец по КНДР, так как эти страны тоже достаточно активно сотрудничают с Ираном (а следуя логике израильтян и с «Хизбаллой»). И если удар Израиля по КНР выглядит скорее, как нелепый анекдот, и на такой поступок вряд ли решится даже старший брат Тель-Авива – Вашингтон, то превращение в пыль северокорейских оружейных производств вполне вписывается в логику ситуацию. Правда возможностей авиации Израиля явно не хватает для полета до Корейского полуострова, но при неоднократных дозаправках в воздухе, а тем более при явной или тайной поддержке Соединенных Штатов, такой вариант решения вопроса становится вполне осязаемым.

С другой стороны, нанесение удара по третьей стране, спонсирующей вооруженное сопротивление тех или иных оппозиционных или радикальных групп открывает для других стран такой простор для творчества, что это сможет окончиться вполне реальной мировой войной. Та же Сирия, при зеркальном повторении решения Израиля вполне может отбомбиться по Саудовской Аравии или Катару, которые даже не скрывают факт своего спонсорства сирийской вооруженной оппозиции. Впрочем, до стран Персидского залива Сирия попросту не достанет, а вот по сопредельному Ливану она наносит удары с завидной регулярностью и эти факты не вызывают никакого возмущения или даже какой-то особой реакции у международного сообщества. В то же время обстрел сирийцами турецкой территории вызвал широкий резонанс. Правда в вину сирийским правительственным артиллеристам (если это были действительно они) ставилась в основном гибель мирных турецких жителей. Нападение на законную военную цель вряд ли вызвало бы вообще какие-либо вопросы.

Шатким оправданием для таких действий, как Израиля, и Сирии, так и любых других государств, пожелавших в будущем разнести базу террористов на территории иностранного государства, является статья 51 Устава ОО, которая разрешает применение военной силы при самообороне. Израильское политическое руководство считает, что из Судана для Израиля исходила вполне реальная военная угроза, а от оружия, изготовляемого на фабрике в пригороде Хартума, страдали мирные гражданские израильтяне.

Однако, та же самая статья 51 обязывает страну, применившую оружие для самообороны немедленно сообщить о своих силовых действиях в Совет Безопасности ООН. Но с третьей стороны нигде в уставе ООН, кроме общих обязанностей о добровольном соблюдении обязательств не написано, что самооборона без уведомления Совбеза ООН запрещена.

Еще одним важным нюансом в бомбовом ударе Израиля по Судану (если таковой действительно был) является вопрос, контролировало ли правительство Судана именно это оружейное производство. Устав ООН писался в те времена, когда о международном терроризме никто и не слышал, а любые повстанческие и сепаратистские движения считались полностью сферой ответственности суверенных правительств. Наличие неподконтрольных суверенному правительству радикальных группировок не охватывалось Уставом ООН и должно было, по идее, регулироваться межправительственными соглашениями. По сути же, удар израильских самолетов по суданской территории являлся полицейской операцией, да чрезвычайно масштабной, но именно полицейской. Однако обычно такие операции на территории других стран проводятся с официального одобрения, ну или хотя бы при молчаливом согласии местных властей. В случае с Суданом – никакой официальной реакции Хартума на израильскую бомбежку не последовало, так же как и не имеется возражений от властей Ливана на бомбовые удары по базам боевиков сирийскими самолетами. Также закрывает глаза на рейды американской авиации и беспилотников и даже на высадку подразделений спецназначения и Пакистан. Следовательно – инцидент можно считать исчерпанным.

Однако, по существу в ООН не имеет никаких силовых возможностей для поддержания своего авторитета и принуждения даже стран-членов к соблюдению своего собственного Устава. У Объединенных Наций нет никакой армии, миротворческие контингенты ООН набираются из армий разных государств и фактически их военнослужащие не меняют своей национальной принадлежности. Правила ООН теоретически регулируют отношения между равноправными партнерами, действующими в пределах одной «весовой категории». Скажем, действующее международное законодательство еще может развести по углам ринга Узбекистан и Киргизию, но даже это может случиться только в том случае, если на сторону какого-нибудь из бойцов не встанет кто-нибудь из влиятельных «старших братьев». При этом такие «старшие братья», конечно, формально соблюдают все правила международной игры и даже предъявляют международному сообществу что-то, похожее на пресловутое «оружие массового поражения», но по большому счету все понимают, что противоречить политическим тяжеловесом не имеет смысла. Такая ситуация продолжалась добрых 15 лет, после падения СССР, как единственного противовеса США. Но эпоха гегемонии Америки фактически окончилась в 2012 году, когда Россия и Китай совместно заблокировали проталкиваемую США и их арабскими союзниками силовую операцию в отношении Сирии.

В случае с ударом по Судану, ни Россию, ни Китай это просто не заинтересовало, но вот случае такого удара Израиля по Ирану и дракон и медведь могут встать на дыбы.

 

 
Статья прочитана 1615 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos