Последний советский «адмирал»

Уходящий выборный 2012 год запомнился повышенной активностью российского ВМФ. Однако, кроме возвращения эскадр боевых кораблей в воды Мирового океана, также имели место многочисленные аварии и скандалы. Апогеем неуважения традиций стал вывод легендарного крейсера «Аврора» из состава ВМФ и напрямую связанное с этим затопление в минувшую среду легендарного символа революции помоями из канализации.

Также в этом году последний российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» впервые за несколько лет хронических ремонтов и простоев вышел в Мировой океан. Флотилия под прикрытием стратегической авиации накануне выборов президента зашла в сирийский порт Тартус.

Цели, которые преследовал российский флот, посетивший воды одного из самых нестабильных регионов мира, были вполне очевидны. Позиция военного аутсайдера, полуразвалившегося государства не устраивает большинство наших граждан, грезящих о возвращении эпохи стабильного и могущественного Советского Союза. Играя на патриотических чувствах населения банальными спекуляциями и беспочвенными прокламациями, политики, таким образом, переманивали протестный электорат.

В прошлом предвыборном ноябре Кремль заявил о своих планах построить несколько новых атомных крейсеров, своеобразных символов державного величия. Ожидается, что к 2027 году Россия получит две авианосные группировки — одну на Тихоокеанском флоте и одну на Северном, а первый такой корабль спустят на воду уже в 2023 году. Эта информация была представлена чуть ли не как возвращение страны к имперским истокам, а увеличение военного бюджета до 730 млрд. рублей преподносится как «подъем державы с колен».

Так, этой осенью авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», проданный Индии и проходивший реконструкцию в России поломался посреди Баренцева моря. Заверения представителей «Севмаша», что поломка не являлась фатальной и произошла по вине самих индийцев, вызвало недовольство обвиненной стороны. В связи с этим индийский дипломат Мелкулангара Бхадракумар заявил: «Ввод этого корабля вовремя в строй имел ключевое значение для индийской программы модернизации вооруженных сил. Теперь она нуждается в очередном пересмотре».

Именно из-за новой отсрочки, по мнению Бхадракумара, возник кризис доверия между странами, а среди индийских военных и политиков усилились прозападные настроения. «Несмотря на то, что рынок военной техники в этой стране на 50% занят российскими производителями, покупая американское оружие, Индия не только наращивает свою военную мощь, но и заручается поддержкой Запада в вопросах безопасности», – считает индийский военный эксперт К. Субраманьям.

Буквально через неделю, вслед за поломкой «Викрамадитьи» противолодочный вертолет Ка-27 с отказавшим двигателем аварийно приземлился на палубу тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Вместо благодарности, командира экипажа, майора Андрея Врублевского, спасшего сослуживцев, затаскали по комиссиям и проверкам. Офицеру еще повезло, в 2009 году подполковнику Олегу Ващенко, пилоту упавшего Ка-27 на сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» прокуратура выставила счет в размере 27 миллионов рублей и пригрозила 7-летним сроком лишения свободы.

Политизированные учения, а также технические неудачи российского ВМФ вызвали волну насмешек в западных СМИ. Американские дипломаты наперебой желали российским морякам «не потонуть в океане и скорее вернуться домой», а консервативная английская газета «Daily Telegraph» опубликовала критичное заявление неназванного высокопоставленного представителя правительства Великобритании о том, что «вылазка» нашего флота является всего лишь попыткой российской элиты «защитить свои коммерческие интересы за рубежом».

Американцы также припомнили и индийцам, что еще в 2008 году они предложили им авианосец на безвозмездной основе. В отличие от российского аналога, американский авианосец является полностью боеготовым кораблем, обслуживать который индийцы смогли бы самостоятельно на территории своей страны. Тогда конфликт интересов смогли урегулировать лишь на высшем уровне во время посещения Индии президентом Медведевым. Если бы сделка с американцами состоялась, это повлекло бы за собой цепную реакцию по отмене других российско-индийских военных соглашений.

В Китае к этим событиям отнеслись более диалектично. В этой стране понимают, что дело не только в технической оснащенности и новейших вооружениях. Не менее важным являются идеология, твердое понимание государством национальных интересов и политическая воля, чтобы их отстаивать.

Чэнь Ху, главный редактор газеты «Шицзе цзюньши» («Военные дела мира») считает, что сдержанность в конкретных маневрах русских в мировом океане объясняется самой неопределенностью позиций РФ. Анализируя действия всего российского флота, Чэнь Ху задается вопросами: «Каким образом Россия собирается защищать свои государственные интересы в возможных конфликтах, смогут ли русские достичь запланированных целей, как другим силам относиться к этому, и удастся ли сдержать Россию?»

Само по себе обещанное строительство авианосцев благое дело, но его может позволить себе только могущественное и состоятельное государство. Ежегодно, выделяя более 700 млрд. долларов на свои военные программы, США подтверждает статус супердержавы. За 20 лет после развала СССР, Соединенные Штаты спустили на воду пять тяжелых атомных крейсеров, шестой строится. На данный момент США располагает ударным флотом из 11 атомных авианосцев, и это не считая нескольких авианесущих соединений их союзников из стран НАТО.

По незнанию или целенаправленно многие винят Советский Союз в бедах нынешней России. Некоторые аналитики заявляют, что стратегические планы СССР по созданию огромного флота ракетных крейсеров и ядерных подводных лодок не оправдал себя, и из-за этой ошибки сегодня мы не имеем дееспособных морских авианесущих соединений, пригодных для создания паритета Североатлантическому альянсу в Мировом океане. Всего в период с 1945 по 1991 годы на программу строительства 47 крейсеров Советский Союз потратил по ценам 91 года более 60 млрд. долларов. В тоже время на создание 5 авианосцев было выделено чуть меньше 14 млрд. долларов.

Такой дисбаланс распределения финансирования вызван не только тем, что авианосцы являются самыми дорогими кораблями в мире. Авианосные соединения могут позволить поистине великие индустриальные державы. В середине XX века лишь США и СССР обладали ресурсами для воплощения этих самых технологически сложных военных проектов современности.

Стоимость одной такой плавучей базы, своеобразной «визитной карточки» морской державы, за 20 лет увеличилась в несколько раз и составляет сумму, по мнению некоторых аналитиков, примерно в 10 млрд. долларов. Само же обслуживание каждого авианосца с АЭУ (атомной энергетической установкой) обходится американскому бюджету в среднем еще в 4 миллиарда долларов в год. Несмотря на затратность этих проектов, другие страны также воплощают схожие задумки. Однако авианосцы Великобритании, Франции, Испании и некоторых других стран несравнимы с американскими или уничтоженными советскими исполинами.

Империалистическая политика Штатов требует от них военного присутствия практически во всех регионах мира. Альтернативы таким кораблям руководство ВМС США не видит. Паритетом этому явлению стали новые советские авианесущие соединения. Наши корабли, несколько уступающие своим американским «коллегам» по водоизмещению и скорости, являлись самыми сложными и современными кораблями своего времени, которые когда-либо создавала отечественная судостроительная промышленность.

Разработки сотен военных программ, опытных образцов различных систем вооружения и оборудования, решение сложнейших организационных вопросов в различных отраслях промышленности сегодня вызывают массу сложностей даже у стремительно набирающего мощь Китая. Китайские специалисты на протяжении 12 лет только реконструировали недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг».

В России же, по мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко, такие амбициозные проекты упираются в проблемы системного характера. «Адмирал Горшков» был не просто реконструирован. Эта модернизация по объему работ сравнима с постройкой нового современного корабля такого же класса. Однако из-за того, что наша военная промышленность до сих пор не может прийти в себя после развала СССР, крупные международные проекты нам приходится выполнять с изрядной долей организационных трудностей», – прокомментировал эксперт в телефонной беседе.

«Износ нашего флота критический, все суда придется в скором времени списывать. Мы практически не строим кораблей и подводных лодок, а те единицы, что были спущены на воду, были заложены еще при СССР или являются советскими проектами. У нашего ВМФ нет единой системы управления, которая позволяла бы оперативно реагировать на угрозы безопасности страны. А российское руководство даже не может определить, с кем нам предстоит воевать. Сегодня врагами некогда мощнейшего в мире флота являются пираты и туземцы. Это просто позор!» — заявил на заседании «круглого стола» Комитета Госдумы по обороне бывший замглавкома ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

То, что сегодня произошло с авианесущими крейсерами, гордостью советского флота не иначе как позором назвать нельзя. «Адмирал Кузнецов», олицетворяющий мощь советского ВМФ, является последним кораблем своего класса. Пять предыдущих авианесущих крейсеров были распилены на металлолом или проданы за границу. Советский авианосец «Киев» китайцы превратили в роскошный отель класса люкс. Корабль стал рестораном и театральной площадкой для туристов, внутри него находятся 148 гостиничных номеров, включая президентские апартаменты. Авианосец «Минск», некогда флагман Тихоокеанского флота, предприимчивые китайцы превратили в развлекательный комплекс на плаву, на палубе которого проводятся пляски и конкурсы. А последний «Ульяновск» был разобран прямо на стапеле из-за недофинансирования программы строительства.

На протяжении двух десятилетий мы вынуждены наблюдать лишь распродажу высокотехнологичных кораблей, созданных для защиты национальных интересов Советского Союза на просторах Мирового океана. Спустя 15 лет Россия закупает устаревшие «Мистрали», пригодные лишь к базированию вертолетов, а в тоже время с экрана нам твердят о планирующемся строительстве авианосцев.

автор статьи (фотоматериалов) — Роман АКОЛЬЗИН

 

 
Статья прочитана 2672 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos