БПЛА-невидимая смерть

Мировой рынок беспилотных самолетов находится на подъеме. Но что предстоящая гонка вооружений «дронов» принесет нашему миру?

Каждые два года в британском Фарнборо, в разгар лета проходит авиакосмическая выставка. Военные делегации и гражданские заказчики заключают контракты на десятки миллиардов долларов по покупке летательных аппаратов. Одними из самых посещаемых экспозиций на салоне этого года стали выставки беспилотных летательных аппаратов.

Примечательно, что конструкторы и продавцы предпочитают не называть свои аппараты «дронами». Они считают, что раз в схеме управления присутствует человек, то, то устройство нельзя считать полностью автономным.

По сведениям авторитетных консалтинговых агентств, производство БПЛА является самым быстрорастущим сектором в аэрокосмической промышленности. Текущий мировой объем продаж составляет около 6,6 млрд. долларов в год. Ожидается, что через десять лет за год будет продаваться вдвое больше БПЛА, чем сейчас, почти на 11,4 млрд. долларов. За этот период на авиационных шоу в Дубае, Сингапуре и Париже будет продано беспилотников на 89 млрд. долларов.

Растущий рынок продаж БПЛА приходится на период, когда эти системы становятся обычным инструментом не только для военных, но и используются в гражданских целях.

Эволюция беспилотных средств стала серьезным вызовом для военных теоретиков. За сравнительно короткий период эти устройства прошли путь от средств наблюдения до полноценного оружия. Некоторые военачальники старой закалки вообще считают их неконвеционным оружием. Такой точки зрения, в частности, придерживается бывший командующий Королевским флотом Великобритании.

Но такие сомнения не останавливают разработчиков. Основными производителями БПЛА сейчас являются США и Израиль, а самым быстрорастущим рынком – Азия. Общие расходы на приобретение БПЛА в азиатских странах составят около 700 млн. долларов к 2016 году.

Не отстают от «азиатских драконов» и развивающиеся страны Африки. Скудность военных бюджетов в связи с перманентным экономическим кризисом подталкивают военное и политическое руководство многих стран к покупке беспилотных самолетов, а производители предлагают выбор на любой вкус и цвет.

Вам могут продать и стратегический аппарат, способный нанести смертельный удар практически в любую точку земного шара и миниатюрные устройства, и миниатюрную «осу». Так, итальянские производители предлагают БПЛА «Sixton», который выглядит как металлическое насекомое, взлетает вертикально и легко маневрирует. Со всем обеспечивающим оборудованием он весит около 20 килограмм, а сам аппарат – чуть боле килограмма.

Продавцы и производители на все лады расхваливают эффективность БПЛА. Дистанционное уничтожение противника без риска потери своих солдат очень радует и политиков. Практика уничтожения террористических лидеров с беспилотников давно уже вошла в обиход американского руководства. Они наносят свои удары и в фактически неконтролируемой зоне племен Пакистана и на территории формально суверенных государства Ближнего Востока.

Но такой способ ведения войны претит многим военным старой закалки. Уже упоминавшийся бывший командующий Королевским флотом Великобритании адмирал Вест рассуждает: «Если вы служили в пехоте, то вы знаете, как выглядит война, если вы служили на боевом корабле и видели, как его разрывает на куски, то тоже знаете, как выглядит война. Все это влияет на то, как вы думаете о войне…». Корабль адмирала был потоплен во время Фолклендского конфликта и он не понслышке знает о горе потерь. Вест критически отзывается о «стратегических капралах», операторах БПЛА, которые «сидят в бунгало в Неваде и принимают решения об убийствах». Вест считает, что эти люди «не являются в достаточной степени осведомленными о том, как кровава и ужасна война». «Я вовсе не убежден в законности использования беспилотников», добавляет адмирал. Вест отмечает, что за время нахождения его в должности главы военно-морского флота Англии, а затем советника по безопасности в британском кабинете министров, беспилотные летательные аппараты, в основном использовались в качестве инструментов разведки и наблюдения. Только в последние несколько лет наблюдается резкое увеличение их использования в качестве наступательного оружия.

Профессор Ноэл Шарки, заведующий кафедрой компьютерных наук в Университете Шеффилда и специалист в области этики боя робототехнических систем, говорит, что военные гораздо больше озабочены этическими и правовыми вопросами, связанными с БПЛА, чем гражданские лица в правительстве. Шарки утверждает, что использование беспилотных летательных аппаратов представляют собой серьезный вызов существующим законам войны.

«Не существует прозрачности в процессе принятия решений по определению целей. Мишени не имеют никаких шансов на самооборону или добровольную сдачу в плен. Всё это не соответствует общепринятым законам и обычаям войны», говорит Шарки.

Шарки отмечает, что, например, в Ливии администрация Обамы не получала одобрения Конгресса для использования БПЛА в соответствии с Законом о военных полномочиях Такой маневр президентская администрация предприняла, исходя из того, что фактически на территории этой североафриканской страны не было не одного американского военного.

Профессор добавляет, что в настоящее время только пять стран — США, Израиль, Россия, Китай и Иран – могут использовать беспилотные самолеты, несущее вооружение.

Но, добавляет он, это только вопрос времени, когда другие страны начнут оснащать свои армии вооруженными беспилотными самолетами, и просто удивительно, что этого не произошло до сих пор.

«Следующее поколение БПЛА уже проходит испытания», говорит Шарки «и они будут по-настоящему «беспилотными»», утверждает он. Полностью автономные, полностью запрограммированные, готовые к любым неожиданностям.

Причиной для даже формального устранения человека-оператора — даже если он или она находится на другой стороне земного шара, является тот факт, что беспилотники управляются по радиочастоте, которая может быть заблокирована, а сигнал может быть перехвачен. Автономные дроны уже не будут уже получать никаких сигналов от людей. После взлета, они будут следовать своей миссии до конца.

Этих новых беспилотников будет все больше и больше. ВМС США в настоящее время уже тестирует беспилотный боевой летательный аппарат «X47B», построенный компанией «Northrop Grumman». Этот палубный истребитель может прийти на смену чрезвычайно дорогому проекту F-35.

Но какие этические и правовые гарантии вы можете запрограммировать в рабочие алгоритмы полностью автономной машины? «Не имеет значения, что такая машина может появиться лишь через несколько лет», говорит профессор: «Мы должны начать говорить о правилах прямо сейчас».

 

 

 
Статья прочитана 3788 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos