Старый новый транспортник

В начале октября 2012 года Президент России Владимир Путин привез в подарок авиастроителям компании «Авиастар» из Ульяновска долгосрочный контракт на поставку военно-транспортных самолетов Ил-476. Всего для нужд Вооруженных сил России планируется построить 39 самолетов этого проекта, общая сумма инвестиций в российский авиапром возросла на 139 миллиардов рублей.

Ранее по государственно программе вооружений планировалась постройка 40 самолетов Ил-476, один борт из серии уже построен и летает и именно он совершил показательный полет в ходе визита главы государства. Демонстрируемый самолет выглядел внешне довольно необычно. Он еще не получил окончательной окраски, поэтому для обозначения страны принадлежности государственный флаг России был просто нанесен на грунтовку.

Кроме того, два борта этой серии будут строиться на деньги Министерства промышленности и торговли.

Последний крупный контракт на предыдущую модификацию основного военно-транспортного самолета российской армии мог быть заключен семь лет назад. Тогда планировалось подписание договора на строительство 38 самолетов Ил-76 для Китая. Общая сумма того контракта озвучивалась в 1 миллиард долларов. Таким образом, за прошедшие семь лет и после модификации стоимость одного борта возросла примерно на 70 процентов в долларовом исчислении. Сейчас один летательный аппарат обойдется российской казне примерно в 115 миллионов долларов.

Примечательно, что исполнение контракта на поставку Ил-76 для Китая планировалось осуществлять совместно с Узбекистаном, где расположено Ташкентское авиастроительное предприятие. Именно на нем во времена СССР и строились Ил-76. Однако за прошедшее время узбекский завод практически полностью потерял возможности по строительству самолетов и в ближайшем будущем такие борты могут производиться только в Ульяновске, на заводе «Авиастар».

Китайский контракт так и не был выполнен. Одной из причин срыва поставки называлась именно маленькая цена за строящиеся самолеты, которая не смогла бы даже окупить производство. Китайская сторона отказалась корректировать цену, и проект умер, практически не родившись.

Меньшая цена на предыдущую модификацию транспортного «Ил» была зафиксирована и при заключении «Авиастаром» контрактов с Азербайджаном и авиакомпанией «Волга-Днепр». Однако, по имеющейся информации, выполненные контракты с более дешевой ценой осуществлялись в основном из еще советских заделов, при этом достроенные и проданные самолеты уже находились в большой степени готовности. В случае же с Ил-476 строительство происходит с нуля. Некоторые блоггеры правда пытались указать на то, что киль самолета, показанного Путину также был еще из советских запасов, но другие эксперты пришли к мнению, что это все-таки полностью новая постройка.

Первый самолет Ил-76 поднялся в воздух 25 марта 1971 года и в этом же году он был представлен на престижном авиасалоне Ле-Бурже. Самолет стоит на вооружении практически всех стран СНГ, и еще 9 стран мира. За время афганской войны было потеряно только два самолета Ил-76, что показало высочайшую эффективность конструкции. До 2000 года советская, а потом и российская авиапромышленность (преимущественно из старых заделов) построила 950 самолетов Ил-76

Новая модификация «Ильюшина» отличается от Ил-76 конструкцией крыла, новыми двигателями, авионикой, что в сумме дает прибавку около 20 процентов к летно-техническим характеристикам борта. Уровень шума и вредных выбросов на новой модификации транспортника соответствует нормам ИКАО, что в перспективе дает ему возможность эксплуатироваться в коммерческих авиакомпаниях, в том числе и в европейских странах. Кроме того, на базе Ил-476, как и ранее на базе Ил-76 возможно создание специальных модификаций, таких как самолеты-заправщики и самолеты радиолокационного обнаружения и управления. Проект самолета ДРЛО на базе Ил-476 уже получил название А-100 «Премьер». В нем планируется установка антенны РЛС с активной фазированной решеткой, что существенно повысит его технические характеристики. Первый самолет такого типа планируется к принятию на вооружение в 2016 году.

Впрочем, как это обычно бывает, некоторые специалисты подвергли сомнению эффективность модернизации Ил-76. По их мнению, заключенный контракт предназначен исключительно для поддержки авиастроительных и сопутствующих заводов, участвовавших в цепочках поставок. В качестве другой очевидной причины подписания договора называют политические мотивы – демонстрация Ил-476 как очевидного конкурента проекту военно-транспортного самолета Ан-70. Однако, даже если все сказанное правда – то поддержка отечественного авиастроения – не самое плохое применение государственных денег, которое вполне может окупиться впоследствии, в том числе и за счет экспортных поставок.

Также некоторые специалисты считают, что для полноценной модернизации необходимо было изменить схему силового набора самолета, чтобы получить возможность полноценной загрузки с носовой части. Однако на большинстве транспортных самолетов мира загрузка с носа не реализована и, вероятно такая возможность не является необходимым условием.

Часть блогеров указала, что двигатели самолета в процесса полета дымят, однако сравнение с фотографиями таких столпов мировой авиации как B-52, Boeing-707 и Boeing-777 позволяет сделать вывод, что при правильно подобранном ракурсе дымный след можно увидеть и у них. К тому же фотография с дымным следом была сделана, когда двигатели российского самолета работали в формированном режиме, а не при крейсерской скорости.

Что же касается сравнения с таким лидером мировой военно-транспортной авиации, как С-17, то выясняется, что представитель американского авиапрома может действительно перевозить в полтора раза больше груза на дальность, сопоставимую с дальностью Ил-476, однако, продается он по цене в 311 миллионов долларов, что делает отечественный самолет несомненным лидером по соотношению возможность-цена. К тому же модификация Ил-476 может принимать на борт те же 11 стандартных поддонов 463L, что и С-17. Также считается, что Ил-76 и его потомок несколько перетяжелены и за счет оптимизации конструкции он мог бы похудеть примерно на 20 тонн. Однако с другой стороны, при проектировании Ил-76 к конструкции предъявлялись очень жесткие требования по возможности посадок на грунт и на лед, которые в сумме как раз и привели к перевесу. Далеко не факт, что западные аналоги обладают такими же прочностными характеристиками.

К тому же Ил-476 предназначен для посадки на так называемые «провинциальные» аэродромы, на ВПП более высокого класса техника может перевозиться более вместительным Ан-124 «Руслан», конечно же, в случае, если его производство будет восстановлено. Ориентировочная цена производства «Руслана» с нуля как раз и составляет те же самые 300 миллионов долларов, но Ан-124 уже не идет ни в какое сравнение с С-17. Расширенная грузовая кабина С-17 конструировалась специально для возможности загрузки основного боевого танка «Абрамс», и он может перевозить только один танк, а вот Ан-124 может перевозить два танка, а в некоторых ситуациях – и три.

Перспективы же китайского транспортного самолета Y-20 на данный момент так и остаются перспективами, так как этот проект пока не вышел из стадии разработки.

Единственный действительно правильный вопрос – это почему при проектировании и строительстве Ил-476 не использовались наработки от Ил-76МФ, увеличенная грузовая кабина которого составляла 400 кубометров, вместо пошедшей в серию кабины с объемом в 320 кубометров?

Стоит учесть, что и уже имеющиеся в эксплуатации российской ВТА самолеты Ил-76 могут с модификациями и ремонтом активно использоваться на протяжении еще как минимум 20-25 лет, то в ближайшие 10 лет военно-транспортный флот России ожидает существенный рост.

 

 

 
Статья прочитана 1844 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos