Прирастать Арктикой

Экологические организации встревожены быстрым таянием арктических льдов, морские перевозчики по этому же поводу потирают руки, разрабатывая новые транспортные маршруты, а военные разных стран примеряют арктический камуфляж.

На протяжении последних нескольких лет перспектива коммерческой жизнеспособности Северного морского пути выглядит все более вероятной.

До сих пор, корабли, идущие из Юго-восточной Азии в Европу, были вынуждены проходить мимо Индонезии, Индии, стран Персидского залива и, наконец, через переполненный Суэцкий канал — который пропускал через себя ежегодно до 18 тысяч коммерческих судов. Северные маршруты, на запад в районе Канады или на восток в районе России — сокращает время в пути вдвое. Если грузовое судно с максимальной грузоподъемностью в 40 тысяч тонн сможет пройти через Северный морской путь, то это позволит сократить путешествие на 22 дня и сэкономить 839 тысяч долларов, в отличие от затрат при переходе через Суэцкий канал. В эту цену входит и экономия тысяч тонн топлива.

Также известный как Северо-восточный проход, Северный морской путь лишь недавно стал доступным для больших судов из-за таяния в Арктике. Германия была первой западной державой, которая провела свое судно через СМП в 2009 году, и вскоре ее примеру последовала Япония и Дания, Канада и Великобритания.

В 2011 году в общей сложности 37 судов прошли по СМП. Но в этом, 2012 году был отмечен рекордный уровень таяния льдов, который позволит увеличить этот показатель.

Впрочем, погода в Арктике не отличается предсказуемостью. В то время как 2012 был исключительно мягким, 2013 год может сделать Северный морской путь гораздо менее гостеприимным для моряков.

Это не говоря уже об инфраструктуре на российском арктическом побережье, необходимой для обслуживания увеличившегося морского трафика. В настоящее время по маршруту СМП расположено чрезвычайно мало морских портов, которые способны оказывать помощь аварийным кораблям. Именно этот факт может существенно поднять уровень страховки судов. Затраты на сопровождение военными и спасательными кораблями, по мнению некоторых экспертов могут составить до 400 тысяч долларов за конвой.

Экологи также утверждают, что загрязнения с судов приведут к ускорению таяния полярных льдов, поднимая уровень моря. Они также предупреждают, что гипотетический разлив нефти в регионе станет гораздо более сложным в ликвидации из-за необходимости использовать специальное защищенное оборудование.

Растущая интенсивность использования Северного морского пути ставит перед российским руководством задачу обеспечения военного присутствия в арктическом регионе. В сентябре текущего года было заявлено, что в ближайшее время в Карском море будет создана военно-морская группировка из десяти судов. Ее флагманом станет тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», следующим по величине кораблем будет большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». Кроме того, в группировку войдут БДК «Александр Отраковский» и БПК «Адмирал Чабаненко», спасательные буксиры «Алтай» и «Памир», а также корабли обеспечения.

Для слаживания группировки намечено проведение тактических учений, в ходе которых будет отрабатываться защита полярных научных станций. При этом корабли проведут учебные стрельбы. Кроме того, для организации межвидового взаимодействия запланированы учения Западного военного округа, в которых примут участие силы Северного флота, авиации и войск ПВО и общевойсковое соединение сухопутных войск.

На морскую составляющую группировки будет также возложена отработка мер по обеспечению безопасности плавания коммерческих судов в районе Северного морского пути, а морские пехотинцы отработают высадку на необорудованное арктическое побережье.

В рамках обеспечения безопасности навигации спасательные буксиры и корабли обеспечения отработают процессы оказания помощи на море. Спасательные суда будут сведены в особый поисково-спасательный отряд.

Для обеспечения действий как группировки вооруженных сил, так и для безопасности навигации в арктическом регионе разворачивается и специализированная арктическая спутниковая группировка. По контракту с Роскосмосом, НПО имени Лавочкина проведет работы по разработке и созданию головного спутника серии климатического и гидрометеорологического мониторинга в Арктике. Первый этап работ был оценен в 5,3 миллиарда рублей. Первый спутник должен начать летные испытания в ноябре 2015 года, а в 2016-2017 годах начнется второй этап создания спутниковой системы, получившей название «Арктика-М». В строй будут введены два спутника и создана наземная инфраструктура для их эксплуатации. С помощью развернутой группировки корабли, следующие по Северному морскому пути, в том числе и военные, будут получать информацию о состоянии атмосферы и земной поверхности практически в режиме реального времени, что существенно повысит их безопасность. Кроме того, в группировке будут присутствовать радиолокационный спутник «Арктика-Р» и спутники связи «Арктика-МС». Также в цели группировки войдет и мониторинг арктических районов России при разведке месторождений полезных ископаемых.

Для наращивания морского присутствия в Арктике изменяются и требования к перспективным боевым кораблям российского флота. В Главном штабе ВМФ России заявили, что «эсминец будущего», строительство которых запланировано в рамках государственной программы вооружений до 2020 года будет иметь ледовую защиту корпуса и оснащаться ядерной энергетической установкой. Также в рамках ГПВ будут создаваться «корабли прибрежной зоны», чьей задачей станет обеспечение безопасности морской экономической деятельности, преимущественно при добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе. Несмотря на то, что проект по освоению Штокмановского месторождения в настоящее время заморожен, строительство таких кораблей может быть оправдано и защитой уже имеющихся портов, расположенных в арктическом регионе. На Северном флоте также будут вводиться в эксплуатацию специализированные поисково-спасательные суда, которые будут использоваться совместно с МЧС России.

О необходимости защиты арктических владений заявляют и иностранные эксперты. Так сотрудница исландского университета Элисон Бейлс считает, что ряд стран, в том числе и быстрорастущий Китай, могут заявить свои претензии на добычу полезных ископаемых в Арктике.

Специалисты считают, что до 30% еще не открытых месторождений ценных природных ресурсов находятся именно в арктическом районе. Оптимистичную волну по разработке арктических месторождений несколько сбил мировой экономический кризис и последствия аварии на нефтяной платформе компании BP в Мексиканском заливе. Вместе со штокмановским месторождением, прекращены работы и по проекту «Сахалин-4».

Но, несмотря на видимое охлаждение бизнеса к добыче полезных ископаемых в Арктике, приарктические страны не стремятся сворачивать свое военно-морское присутствие в регионе. Россия начала строительство новой серии дизель-электрических и атомных ледоколов, имеющих двойную осадку и способных работать как на океанских просторах, так и в акваториях северных рек. Правительство Канады сейчас инвестирует в арктическую инфраструктуру больше, чем в собственную береговую охрану. Но до гонки вооружений в этом регионе пока еще далеко. В основном, приарктические страны просто восстанавливают свое присутствие в регионе, заменяя пришедшую в негодность и устаревшую технику.

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 2864 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos