Большие корабли — большие проблемы

В прошлом месяце неожиданной (или ожидаемой) неудачей обернулся выход на ходовые испытания бывшего российского, а в будущем индийского авианосца «Викрамадитья». По требованию индийской стороны при обустройстве котлов главной энергетической установки вместо ткани с содержанием асбеста кораблестроители применили футеровочный кирпич. В ходе испытаний неотработанная технология дала сбой, кирпич не выдержал температурных перепадов и вибрации и рассыпался. По некоторым сведениям из строя вышло от трех до семи котлов установки из восьми. Срок передачи корабля перенесен не менее чем на год.

В связи с этим перед российским военным руководством и представителями военно-промышленного комплекса во весь рост встала проблема: имеет ли отечественная промышленность возможность строить корабли таких габаритов. Корабль длиной 274 метра и шириной 53 метра явно нельзя назвать легкой яхтой и при проектировании и постройку судов такого класса возможности энергетической установки играют чуть ли не ведущую роль. Даже для модернизации авианосца руководству корпорации «Ростехнологии» пришлось собирать рабочих со всей страны. Кроме того, как и корабли последующих проектов, строительство авианосца осуществлялось на стапелях в ныне украинском городе Николаеве. Однако в последнем проекте, авианосце «Ульяновск», проекта 1143.7 планировалось использовать четыре ядерных энергетических установки. Атомные силовые установки планировалось использовать еще на первых проектах советских авианосцев – проекте 1160 «Орел», разработка которого началась еще в конце 1960-х годов, однако по ряду причин проект был свернут и предпочтение было отдано обычной силовой установке.

Между тем, Советский Союз достиг значительных успехов в проектировании как подводных, так и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками. Напомним, что только у СССР (а впоследствии и у России) имелся атомный ледокольный флот. В составе советских ВМС имелись и четыре атомных ракетных крейсера проекта 1144 «Орлан», силовая установка которых была создана на базе реакторов, применявшихся на ледоколах. Последний из кораблей данного проекта «Петр Великий» в сентябре 2012 года совершил переход по Северному морскому пути, а к 2020 году планируется модернизировать и ввести в строй оставшиеся три корабля, находящиеся в настоящее время в отстое.

Летом этого года компания-эксплуатант атомных ледоколов «Атомфлот» и Балтийский завод подписали контакт на строительство первого корабля в новой серии, который должен быть спущен на воду к концу 2017 года.

Строительство новых атомных ледоколов становится особенно важным в связи с грядущей перспективой освоения арктического шельфа, таящего под собой поистине невообразимые богатства.

Но если разрабатывать богатства, то нужно их как-то и защитить. Возможно, было бы целесообразным объединить наработанный опыт строительства атомного ледокольного флота и заделы по строительству кораблей больших габаритов, объединить лучшее и замахнуться на строительство авианесущих и боевых кораблей принципиально нового класса?

 

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 5631 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos