«Вертолеты России» — российская экспансия?

В 2006 году из госкомпании «Оборонпром» холдинга «Ростехнологии» было выделено открытое акционерное общество «Вертолеты России». Как и со всем холдингом «Ростехнологии», задачей создания вертолетного объединения стала консолидация всех производственных, снабженческих и сбытовых мощностей в одну вертикально интегрированную структуру. Это был очередной этап «собирания земель» после разрушительной неразберихи 1990-х годов. Окончательная консолидация активов была произведена в конце 2010 года.

Сейчас в объединенной российской вертолетной компании трудоустроено 38.5 тысяч человек, чистая прибыль по итогам 2011 года составила 230 миллионов долларов. С 2010 года пакет заказов концерна вырос в 1,6 раз и насчитывает 351 машину, из которых 20 процентов составляют гражданские, а 80 процентов – военные машины. В перспективе до 2020 года соотношение военных вертолетов, поставляемых на экспорт и в российские вооруженные силы, будет сохраняться примерно одинаковым: 1150 машин на продажу за рубеж и 1000 машин для Российской армии.

В нише военного вертолетостроения корпорация занимает пока скромное третье место в мире, контролируя около 12 процентов рынка, уступая американским производителям с 61 процентом и европейским – с 24 процентами.

Помимо продукции отечественного производства компания совместно с итальянскими партнерами начала строительство завода для производства гражданских вертолетов.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах всех предприятий объединения будут вестись в подмосковных Панках, где будет сформирован крупный научно-технический комплекс, в том числе конструкторские бюро, опытное производство и исследовательский центр. В мае 2012 года представители «Вертолеты России» объявили о росте финансирования НИОКР. Только за 2011 год по этой статье было освоено около 150 миллионов долларов, то есть больше половины чистой выручки концерна. Однако, по последним проектам значительная часть финансирования НИОКР в сфере вертолетостроения будет передана в профильные научно-исследовательские институты, что вызвало недовольство руководства концерна, уже вложившего значительные средства в науку. Вообще, вопрос внутренней конкуренции среди разработчиков и производителей вертолетной отрасли вызывает ряд вопросов. В прессе появляются очень противоречивые сведения о качестве управления холдингом и проведения в нем научных разработок. Собственно в России исторически сложились две школы вертолетостроения – Миля и Камова. С созданием ОАО «Вертолеты России» они, пожалуй, впервые были соединены под единым управлением. Естественно, части руководства КБ такая ситуация не понравилась и они проводят активную информационную компанию, доказывая, что самостоятельный выход на рынок отдельно ОКБ Камова или отдельно ОКБ Миля принесет им больше пользы. Вопрос достаточно сложный и для его объективного рассмотрения необходимо изучать много параметров, например – развитие производства каждого из КБ в отдельности и в составе единого холдинга. Так последняя пятилетка показала общее увеличение производства винтокрылых машин в России в 2,5 раза, а размер чистой прибыли увеличился в 30 раз, показатели же гипотетически самостоятельных конструкторских бюро можно представить только теоретически.

На май 2012 года перспективными разработками компании «Вертолеты России» считались Ми-38, Ка-226Т, Ка-62, Ми-171А2 и «перспективный скоростной вертолет».

Ми-38 представляет собой многоцелевой вертолет средней дальности, являющийся логическим продолжением линейки транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17. Первый полет эта машина совершила еще в 2003 году и к настоящему моменту произведено три прототипа, на разработку которых потрачено 2 миллиарда рублей. Заказчикам новый вертолет будет обходиться в 15-17 миллионов долларов за единицу. Он будет способен перевезти в транспортной кабине 6000 кг на дальность 1300 километров. Его конкурентами на мировом рынке будут «Сикорский S-92», который стоит 13-14 миллионов долларов с грузоподъемностью 1860 кг и практической дальностью 1007 километров, а также «AugustaWestland AW101», который предлагается по 21 миллиону долларов и обладает грузоподъемностью и практической дальностью, совпадающей с перспективным Ми-38. Учитывая, что Ми-17 является основой экспортного потенциала холдинга «Вертолеты России», эта модель представляется перспективной для продаж, однако с выведением его на рынок можно и опоздать.

Многоцелевой вертолет Ка-62 был представлен широкой публике на выставке «HeliRussia 2012». Однако перспективы этой машины – более туманны. Во-первых, компания «Камов», взявшись создать Ка-62 в сотрудничестве с иностранными партнерами, несколько отошла от своей основной тематики – соосных винтов. Впрочем, такой же отход не помешал компании «Сухой» создать «Суперджет», который плохо ли или хорошо, но уже летает в товарном количестве на внутренних и международных авиалиниях. Во-вторых, у Ка-62 есть прямой внутренний конкурент – машина «AugustaWestland AW139», которая уже собирается на территории России. А вот это уже более серьезная проблема. Именно по причине внутренней конкуренции в авиационной отрасли в ближайшее время будет свернуто производство самолетов Ту-204 и Ан-148, как прямых конкурентов SSJ-100. Пока производство этих машин поддерживается исключительно как средство снятия социальной напряженности.

В отличие от Ка-62, другая перспективная машина КБ «Камова» — Ка-226Т выполнена по традиционной бля бюро соосной схемы, эксплуатируется с 2002 года и обладает сравнительно невысокой стоимостью – 28-30 миллионов рублей (правда на экспорт он идет по 4,2 миллиона долларов). У этой машины уже есть устойчивый рынок сбыта, как в России, так и за рубежом, и она может уверенно занять свое место в нише легких вертолетов, где ранее безраздельно господствовал Ми-2. Однако у Ка-226 в нише легких машин также есть внутренний конкурент – вертолет «Ансат», с ценой коло 100 миллионов рублей, производимый Казанским вертолетным заводом с грузоподъемностью 1300 кг и дальностью 635 километров.

Минпромторгом России холдингу «Вертолеты России» поставлена задача наращивать усилия в нишах мировых продаж от легких до тяжелых вертолетов, при этом по позиции легких вертолетов компания будет производить изыскания за свой счет.

Вообще в скорректированной программе развития отечественной авиационной промышленности наполеоновские планы убраны, а предлагается планомерно, не стахановскими темпами наращивать присутствие на рынке авиационной техники. Если раньше в отрасль планировалось закачать астрономические деньги и захватить 25% мирового вертолетного рынка, то сейчас эта цифра скорректирована до скромных 14 процентов в сегменте гражданских вертолетов и 15 процентах в сегменте военных машин. Помимо общего сокращения финансирования авиационной отрасли планируется и уволить излишний персонал, обновить станочный парк. Отечественный авиастроитель создает за год материальных ценностей на 58 тысяч долларов, а вот европейский – на 340 тысяч, а американский – аж на 432 тысячи долларов. В перспективе будут закрываться дублирующие или малоперспективные производства, а также сокращаться аппетиты «Рособоронэкспорта» — государственного посредника, который забирает себе до 25 процентов от суммы экспортного контракта, в то время, как в Европе этот показатель составляет 5 процентов, а в США – 7%.

В 2011 году началось финансирование программы «перспективный скоростной вертолет». В этом году на проект выделено 700 миллионов рублей, а в 2013 году уже 2,5 миллиарда рублей. Именно в 2013 году начнутся опытно-конструкторские работы по этой теме, а в 2018 году базовая версия вертолета должна взлететь. Пока о ней пишут в самых общих чертах, в частности поставлена задача достижения крейсерской скорости в 450 километров в час.

Всего в планах корпорации на этот года стоит производство 250 единиц вертолетов разработки ОКБ Миля на заводах в Казани, Ростове и Улан-Удэ и 60 единиц вертолетов разработки ОКБ Камова на заводах в Арсеньеве и Кумертау. Основными флагманами холдинга становятся заводы в Казани и в Улан-Удэ, которые выходят на уровень производства в 100-110 машин в год.

 

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 5532 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos