Казаки – игра?

 Кто же такие казаки и каковы перспективы развития казачьего сословия в современной России, это игра или жизнь?

Понятие «Казак» стало обозначать представителей особого служивого сословия в российских официальных документах только с XVIII века. Изначально же этим словом в России в народе называли просто свободных людей, вольнонаемных работников, а зачастую — просто бандитов. Устойчивые казачьи сообщества сложились только к концу XIV века и основным их занятием в то время были циничные грабежи и разбои. Поселившись вблизи крупных торговых путей вольные казаки (или черкесы, как их иногда также называли) совершали дерзкие и стремительные налеты на караваны купцов и устраивали экспедиционные походы «за зипунами», проходясь как пылесосом по близлежащим странам и торговым городам. Перековка казаков из бандитов в государевых воинов началась только в XVIII веке и ответом на такое покушение на казачью свободу нравов стали многочисленные антиправительственные восстания. Каждый школьник знаком с хрестоматийными героями – Стенькой Разиным, Кондратием Булавиным и Емельяном Пугачевым. Все они были казаками и вполне успешно трепали нервы императорской власти, попутно отправляя на тот свет немало кадровых офицеров российской армии.

Использовались казаки и как некий прообраз частных военных компаний, столь популярных в нынешнее время. Именно на основе ЧВК купцов Строгановых, охранявших их владения от нападений остяков и вогулов, был сформирован отряд под предводительством Ермака Тимофеевича, который и положил начало покорению Сибири. Практически в каждом сибирском и дальневосточном городе имеется памятник его казаку-основателю.

К началу XIX века казаки уже забыли о былой вольнице и вполне успешно интегрировались в вооруженные силы российской империи. Однако, как боевая сила, во времена наполеоновских войн они сильно уступали регулярным войскам, но были незаменимы в эпизодах, где требовалось проведение операций «бей и беги», а также при несении охранной иррегулярной службы, например пограничной. К моменту революции 1917 года казачье сословие стало настолько лояльно действующей власти, что из его представителей уже формировался личный конвой императора. Казаки составляли около 2,5% от населения империи, а общая численность казачьих подразделений, служивших в императорской армии в Первую мировую войну, достигало 200 тысяч человек.

Необходимо отметить, что казаки изначально были достаточно безразличны как к национальному составу новобранцев, так и к их вероисповеданию. Так, яицкие казаки – основа поддержки Пугачева, впоследствии переименованные в уральские, считали, что их прямые предки участвовали в походе на Русь вместе с монголо-татарскими завоевателями. А значительную часть пугачевского войска составляли вместе с казаками башкиры и татары. Первый же казачий полк в Забайкалье был сформирован тунгусским «полевым командиром» Гантимур-ноёном, который присягнул иркутскому воеводе и взял на себя обязанности по охране российской государственной границы. В начале XVIII века в Забайкальском казачьем войске были сформированы бурятский и тунгусский полки. Собственно в 1728 году прообраз забайкальского казачества – Селенгинское войско состояло из одного тунгусского, шести бурятских и только одного русского православного полка. На начало XX века из 180 тысяч мужчин и женщин Забайкальского войска, 25 тысяч были буддистами по вероисповеданию. Вообще, необходимость охраны протяженной и сложной по конфигурации российской границы в Восточной Сибири привела к тому, что в Забайкальское казачье войско стали приниматься и ссыльные католики и лютеране, например, один из руководителей венгерского восстания 1849 года Шандор Петефи был зачислен в Забайкалье в казаки. Даже ироническая песня про восставших казаков-евреев имеет свои реальные исторические корни. Еще в начале XVII века «лыцарь еврей Бераха» вместе с 11 своими соплеменниками участвовал в набеге на «московитян». В Новой Запорожской Сечи зачастую встречались казаки с фамилиями Жидченков, Юдаев или Шафаревич. По отчету Забайкальского казачьего войска в 1880-х годах в нем значилось около 800 казаков иудейского вероисповедания, а в Терском и Уральском казачьем войсках служили казаки-мусульмане, которые обладали полными правами казачьего сословия.

В 1916 году, в разгар мировой войны российское правительство приняло проект о создании в дополнение к имеющимся казачьим войскам Тигро-Евфратского казачьего войска. Комплектовать его предполагалось из армян, проживавших на территории Османской империи, но геноцид армян и последующая революция свели на нет этот интересный проект.

Собственно формула казачьего сословия в период последних двухсот лет существования Российской империи была очень проста: «пашет-служит-защищает». Казаку давалась в пользование земля и определенные льготы (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание), а взамен он был обязан служить и защищать. При этом и национальности и вероисповедание собственно казака имело вторичное значение. Да, исторически большинство казаков были славянского происхождения и православного вероисповедания, но это скорее по закону больших чисел, ведь абсолютное большинство граждан империи было именно славянами и православными.

Во времена Советской власти казачество претерпело немало трагических событий, оно раскалывалось и во время Гражданской и во время Великой Отечественной, и впоследствии играло роль скорее декоративную, так как собственности на землю не существовало в принципе, а бесплатное образование и медицинское обслуживание гарантировалось всем гражданам СССР. Так же существовала и всеобщая воинская обязанность, и служить в РККА, а затем и в Советской армии были обязаны все юноши – и проживающие на Дону в станицах, и на Волге в деревнях.

Аналогичная, достаточно странная ситуация с казачеством сложилась и в настоящее время. За прошедшее со времен Октябрьской революции время места традиционного расселения казачьего сословия значительно разбавились новыми поселенцами, а отсутствие видимых отличительных признаков казаков в экономическом или социальном плане не позволяет выделить их сейчас ни в сословие, ни тем более в этнос. Казак без обязательной (и продолжительной, стоит отметить) службы и без значимых льгот, получаемых за эту службу – пожалуй, уже и не казак. Несмотря на президентские указы о формировании казачьих войск, приемы атаманов в Кремле, вручение знамен и тому подобную внешнюю атрибутику – суть такого явления как современное казачество остается прежней – это, скорее всего лишь историко-этнографическое объединение. Серьезно рассматривать, например, инициативу губернатора Краснодарского края Ткачева о формировании казачьих патрулей по охране территории края от «незаконных переселенцев» не стоит. Во-первых, свободу передвижения по территории России представителей любых национальностей у нас еще никто не отменял, а во-вторых, если уж копаться в исторических корнях – то и сами казаки на Кубани – люди пришлые.

Что же касается функции казаков, как резерва вооруженных сил – то на эту проблему все-таки стоит смотреть шире. Да, действительно Российской армии необходим качественный резерв, однако формировать его все-таки предпочтительней из всех слоев населения, этносов и национальностей, отдавая предпочтение качеству персонала, а не внешним данным. Для примера имеется вполне работоспособная модель американской национальной гвардии, которая при необходимости может быть задействована как и на заморских театрах военных действий, так и внутри страны, для подавления массовых беспорядков или для ликвидации чрезвычайных ситуаций. У национального гвардейца, кстати, присутствуют основные признаки казака – иррегулярная служба и социально-экономические льготы. При этом отдельные части национальной гвардии в разных штатах сохраняют свою самобытность и местный колорит. Так что, никто не запрещает формировать в местах проживания лиц, считающих себя казаками, формирований резерва Вооруженных сил России со специфическим казачьим колоритом.

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 2159 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos