Взаимная прозрачность

В июле 2012 года в некоторых блогах российского сегмента Интернета появились тревожные сообщение о назревающей измене. Неутомимые блогеры нашли на официальном сайте российского правительства распоряжение Дмитрия Медведева, которое позволяло китайским самолетам производить аэрофотосъемку приграничных участков российской территории. На некоторых интернет-ресурсах началась буря в стакане и «эксперты» начали конструировать далеко идущие тревожные прогнозы о грядущем завоевании китайцами Сибири и Дальнего Востока.

Однако оказалось, что реальность выглядит несколько по-иному. Дело в том, что с августа 1999 года по декабрь 2020 года между Российской Федерацией и КНР, а также для Казахстана, Киргизии и Таджикистана действует соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. В рамках этого соглашения договаривающиеся стороны получили право на проведение инспекций в чувствительных приграничных районах стран-соседей. Соответственно и наши и китайские ВВС получили возможность проводить аэрофотосъемку приграничных территорий.

Россия определила для себя два «чувствительных» района: Хабаровский и Владивостокский.

Представляется, что квазипатриотичным блогерам, было бы неплохо чуть поглубже покопаться в распоряжениях правительства. Тогда бы они нашли аналогичные распоряжения, касающиеся пограничных районов с Латвией, Финляндией, Норвегией и Украиной.

А если проникнуть еще чуть поглубже в историю, то можно выяснить, что первая идея о взаимной воздушной разведке была озвучена еще на Женевской конференции в 1955 году. Тогда президент США Эйзенхауэр обратился к советскому премьеру Николаю Булганину с предложением о проведении взаимных облетов российской и американской территорий. Эта мера должна была послужить снижению взаимной напряженности. В отличие от маршала Булганина, который практически никак не участвовал в крупных военных операциях, генерал армии Эйзенхауэр принимал непосредственное участие в сражениях Второй мировой войны и не понаслышке знал, что такое поле боя. Однако растущие страхи и подозрения холодной войны привели к тому, что первый секретарь Никита Хрущев отверг американское предложение. Тридцать четыре года спустя аналогичная концепция была выдвинута президентом США Джорджем Бушем-старшим для укрепления доверия и безопасности между странами Североатлантического альянса и организации Варшавского договора.

В феврале 1990 года в канадской Оттаве был дан старт международной конференции «Открытое небо». В совещании приняли участие все страны НАТО и Варшавского договора. Предыдущие раунды международных переговоров по этой тематике проходили в Будапеште, Вене и Хельсинки.

24 марта 1992 года договор по «открытому небу» был подписан. Под документом поставили подписи представители 24 стран. В силу договор вступил 2 января 2002 года, после того, как парламенты России и Белоруссии завершили процедуры ратификации. Первая миссия по проверке над территорией России была проведена в декабре 2002 года. В течение первого года действия договора страны-участники провели 67 наблюдательных полетов. В дальнейшем их количество увеличивалось: так в 2004 году было проведено 74 наблюдательных миссии, а 2005 году уже 110. Так, над территорией США в течение трехлетнего периода может быть проведен 31 наблюдательный полет. В 2005 году Россия выбрала только один полет по этой квоте. С другой стороны ежегодно США имеет право на 8 полетов над территорией России и Белоруссии (которые для этих целей будут считаться как единое целое). Все сведения, полученные в ходе наблюдательного полета, становятся доступными для всех стран-участниц. В результате, каждое государство может получить намного больше сведений, чем оно может собрать по национальной квоте.

Договор об «открытом небе» является бессрочным и открыт для присоединения других государств. Согласно документу, режим «открытого неба» включает в себя всю территорию, над которой осуществляются суверенные права государства-участника. Наблюдательные полеты могут быть ограничены исключительно по причине безопасности самих полетов, а не по соображениям национальной безопасности.

Самолеты наблюдения могут быть предоставлены так наблюдающей, так и наблюдаемой стороной. Все борты и расположенные на них средства обнаружения должны пройти обязательную сертификацию и процедуру предполетного досмотра, что должно гарантировать их соответствие нормам договора. Американской стороной используется военная модификация лайнера «Боинг-707», Великобританией – «Hawker Siddeley Andover C Mk 1», Канадой – «C-130 Hercules». Болгария, Россия, Румыния и Украина используют самолеты Ан-30. Кроме того, на вооружении российский наблюдателей имеются самолеты Ту-154М-ON. Аналогичный самолет использовала и Германия, пока борт не был потерян в аварии в 1997 году. Кроме того в последнее время российская команда наблюдателей получает в свое распоряжение специальные наблюдательные самолеты Ту-214ON – наблюдательную модификацию гражданского лайнера Ту-204-200.

Самолет-наблюдатель проекта «открытое небо» может быть оснащен видеокамерами, оптическими датчиками, панорамными и кадровыми фотоаппаратами, инфракрасными сканерами, радиолокаторами с синтезированной апертурой для всепогодного наблюдения. Получаемые данные позволяют достоверно идентифицировать крупную военную технику (например, отличить танк от грузовика). По взаимному соглашению количество датчиков может быть увеличено, а сама аппаратура – модифицирована. Все датчики должны свободно продавать на коммерческом рынке и их максимальное разрешение не должно превышать 30 сантиметров.

Кроме описанного договора существует и ряд двусторонних соглашений. Так, о взаимных облетах территорий договорились Венгрия и Румыния.

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1456 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos