Председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин, который в июле возглавил национальною службу предупреждения техногенный и природных катастроф, выступил с предложением к премьер-министру Дмитрию Медведеву для тушения пожаров использовать вертолетную систему и напорные сливные устройства, которые были разработаны подмосковным ФГУП «Федеральный центр двойных технологий «Союз».
В основе этих устройств лежит принцип по вытеснению огнетушащей жидкости при помощи твердотопливного газогенераторов, который позволяет уменьшить время, за которое тушится пожар в 3-4 раза. Длина защитной полосы при этом, прокладываемой за один слив растворов огнетушащих составов длительного действия, будет увеличено где-то в 3-5 раз, если сравнивать с устройством свободного слива.
Проложить 1 км огнезадерживающей полосы при этом с помощью вертолета будет в 8-10 раз дешевле, чем, если использовать самолеты-танкеры типа Ил-76ТП. Вертолеты при этом еще и не требуют создания мощных водоисточников искусственного происхождения, например, во время работы с полевыми заправочными пунктами, вертолет типа КА-32 сможет тушить пожары, которые охватывают площадь в 200-300 га.
Георгий Малиненский, заведующий отделом Института прикладной математики имени Келдыша Российской академии наук, который был в июле назначен руководителем группы Общественного совета Рогозина по вопросам управления рисками применительно к природным и техногенным катастрофам, заявил, что для того, чтобы пожар или какое-либо иное природное и техногенное опасное явление предотвратить, правительству нужно будет создать надведомственную структуру, которая будет курировать работу некоторых ведомств и организаций.
На данный момент нет никого ответственного за пожар. МЧС тушит примерно 5% всех пожаров за год. Это не профильная функция для данного ведомства. Рослесавиаохрану передали в регионы, в которых не хватает денежных средств на обслуживание самолетов. Плюс ко всему сократили количество лесничих. В 2010 году ущерб от пожаров был 900 млрд. рублей, согласно оценкам МЧС. А прогнозированием никто не занимается.
В России в данный момент космическое наблюдение за ландшафтом осуществляет всего один спутник. Треть лесов России при этом находится вне зоны наблюдения. Для того чтобы создать второй спутник, необходимо выделить $150 млн. и 5-6 лет.
Для того чтобы начать заниматься предупреждением катастроф завтра, об этом нужно было подумать 6 лет назад. Еще в 2002 году РАН предложила правительству проект системы единого мониторинга опасных объектов и предупреждения природных и техногенных катастроф, однако Минфин не выделил денег.
Существуют опасения, что предложения по мониторингу и тушению пожаров при помощи современных технологий так и останутся на бумаге и не будут реализованы.
Необходимо собрать вместе специалистов и чиновников и решить, в какие временные сроки будет возможна реализация данного проекта и какие нужны на это средства.