Лебедь будущего

В конце июля 2012 года на круглом столе, посвященном перспективам развития дальней авиации России, развернулся интересный спор между противниками и сторонниками создания нового поколения воздушного компонента ядерной триады РФ – перспективного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).

Напомним, что по информации из открытых источников еще в августе 2009 года конструкторское бюро Туполева получило от Министерства обороны России задание на предварительную разработку принципиально нового летательного аппарата. Срок исполнения задания составляет три года, таким образом, уже в августе 2012 года экспертам должен быть представлен проект ПАК ДА, по итогам оценки которого российское руководство примет решение в возможности продолжения работ по данной теме. Генеральный конструктор компании «Туполев» Игорь Шевчук отмечал, что работы над ПАК ДА будут иметь вид «научно-технического задела», в ходе которых будут прорабатываться вопросы аэродинамики, прочностные характеристики, возможности использования новых материалов и технологий. По мнению экспертов, перспективный комплекс будет обладать дальностью полета в 12-15 тысяч километров, иметь полезную нагрузку в 24 тонны и крейсерскую скорость в 2 Маха.

В ходе круглого стола сторонники продолжения работ над ПАК ФА отмечали, что работы по данной теме позволят оставаться на плаву российским разработчикам дальней авиации и позволит не отставать от передовых достижений научно-технического прогресса. Несмотря на то, что существующий парк самолетов стратегической авиации при условиях модернизации может использоваться еще на протяжении 20-30 лет, срок эксплуатации Ту-95 и Ту-160 не вечен и в любом случае в среднесрочной перспективе на смену им придется ставить новые борты. Противником разработки нового поколения стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев выступил заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов, который вообще решил, что полноценная ядерная стратегическая триада является непосильным бременем для нашей страны. Он также считает, что российская экономика не вытянет содержания ракетоносцев нового поколения. Цифры при этом озвучены не были.

При анализе данного вопроса можно вспомнить, что стратегический бомбардировщик-невидимка американской авиации «Northrop B-2 Spirit» был произведен в количестве всего 21 штуки. Последний самолет этой серии («Дух Индианы») был принят на вооружение 22 мая 1999 года. С учетов научно-конструкторских работ каждый борт обошелся в астрономическую сумму в 2,1 миллиарда долларов. Последний раз «Спирит» участвовал в боевых действиях 19 марта 2011 года. Три бомбардировщика совершили рейд из штата Миссури в Ливию, где уничтожили 45 целей, при этом два B-1B стерли с земли 150 целей. Самолет имеет максимальную нагрузку в 22,6 тонны, дальность полета 11,1 тысяч километров.

Таким образом, даже сверхбогатые США не штампуют перспективные стратегические бомбардировщики сотнями, а ограничились серией в пару десятков машин из запланированной серии в 132 борта. При этом американские конструкторы, несомненно, получили богатый опыт проектирования принципиально нового летательного аппарата, а американская промышленность – ценный опыт изменения технологических цепочек и налаживания производства.

С 2008 года американские военно-промышленные компании «Boeing» и «Lockheed Martin» объявили о заключении соглашения, направленного на создания нового стратегического бомбардировщика для ВВС США. Программа получила кодовое наименование NGB (Next Generation Bomber – бомбардировщик следующего поколения). Целью ее было обозначено создание летающего прототипа к 2018 году и постановка серийного самолета на вооружение в середине 2020-х годов. Однако уже в апреле 2009 года министр обороны США Роберт Гейтс объявил, что срок разработки перемещается на более поздний период, что связано с экономией бюджетных средств и положениями договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. 6 января 2011 года тот же Роберт Гейтс заявил, что бомбардировщик будет беспилотным. Такой поворот неудивителен, учитывая ошеломляющие успехи американских ударных беспилотников при операциях на Ближнем Востоке. В июле того же года председатель объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт допустил, что большие БПЛА смогут выполнять и ядерные миссии. Кроме «необязательности пилотирования» в требованиях NGB также записана возможность проведения разведки и целеуказания. Таким образом, в перспективе, стратегический бомбардировщик и межконтинентальная ракета с «умной» системой наведения и возможностью подавления ПРО или с зачатками «искусственного группового интеллекта» практически сливаются в единой целое. Также NGB должен вписываться в ниши, остающиеся от создаваемого F-35.

Возможно, нашим экспертам и конструкторам необходимо взглянуть на перспективы ПАК ДА именно под этим углом?

 

 

 
Статья прочитана 1325 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos