Санкции в отношении Исламской Республики Иран

Некоторые национальные правительства и межгосударственные объединения выступают за введение более жесткого режима санкций против Исламской Республики Иран.

Экономический бойкот современного Ирана начался еще в 1950—х годах в ответ на национализацию нефтяной промышленности страны. Следующих всплеск «закручивания гаек» был зафиксирован после 1979 года, когда в стране победила исламская революция. Последний этап экономического воздействия на страну начался в 2006 году в ответ на возобновление Ираном программы строительства ядерных исследовательских объектов.

В настоящее время Организация Объединенных Наций приняла уже шесть резолюций, которые запрещают экономическое сотрудничество с Ираном. Первая из них была принята 31 июля 2006 года и требовала приостановления всех операций, связанных с обогащением и переработкой урана, а последняя – 9 июня 2010 года, она запретила любую деятельность, связанную с баллистическими ракетами, ужесточила эмбарго на поставки оружия, запрет на международные поездки отдельных лиц, связанных с ракетной и ядерной программой. Также были заморожены средства иранского правительства и иранской Революционной гвардии. Властям государств было рекомендовано проверять иранские грузы, перемещаемые морским транспортом, запретить обслуживание иранских судов, вовлеченных в запрещенные виды деятельности, не допускать предоставления финансовых услуг, используемых для ядерных разработок.

Кроме международных санкций, режим экономического бойкота в отношении Ирана был введен и некоторыми национальными правительствами по собственной инициативе.

Австралия ввела запрет на поездки физических лиц, участвующих в ракетной и ядерной программе Ирана, или способствующих нарушению санкций и эмбарго на поставки оружия.

Канада запретила гражданам Ирана выступать акционерами и учредителями в канадских юридических лицах, ввела полное эмбарго на поставки оружия, нефтеперерабатывающего оборудования, предметов, которые могли бы содействовать иранской ядерной программе. Запрещены инвестиции в иранский нефтегазовый сектор, отношения с иранскими банками, покупка долговых обязательств иранского правительства, предоставления услуг организациям, обеспечивающим деятельность иранских судоходных линий.

Европейский Союз ограничил сотрудничество с Ираном в сфере внешней торговли, финансовых услуг, энергетики и передачи технологий. Запрещено предоставление страховых и перестраховочных услуг иранским компаниям. С 23 января 2012 года Евросоюз согласился ввести эмбарго на торговлю нефтью и на заморозку активов Центрального банка Ирана. Уже в следующем месяце Иран ввел упреждающее эмбарго на поставку нефти в Великобританию и Францию. Впрочем, это был чисто символический жест, так как товарооборот между этими странами практически отсутствовал. Наиболее остро запрет на покупку иранской нефти должен сказаться на экономике Греции, Испании и Италии, которые и так уже находятся на пороге предбанкротного состояния. 15 марта 2012 года Европа отключила от системы межбанковских переводов SWIFT 25 иранских банков. В том числе от системы связи был отключен и иранский Центробанк.

Индия приняла запрет на экспорт всех предметов, материалов, оборудования и технологий которые могли бы способствовать ядерной программе Ирана, но в 2012 году индийское правительство заявило, что выступает против расширения режима санкций. Сейчас Индия импортирует из Ирана около 12 процентов своей нефти и не может так резко сократить потребление или найти альтернативных поставщиков. В середине марта 2012 года Индия отправила в Иран представительную делегацию, в задачи которой входило дальнейшее развитие двусторонних экономических связей. Поездка оказалась успешной и страны объявили о намерении увеличить объем своей двусторонней торговли на две трети, выйдя к 2015 году на уровень 25 миллиардов долларов. Значительная часть закупок нефти Индией в Иране в настоящее время производится без использования доллара США с использованием национальных валют, что позволяет обходить запрет на межбанковские транзакции.

Израиль запретил любые несанкционированные поездки своих граждан в Иран в рамках закона, запрещающего связи с «вражескими государствами».

Япония ввела запрет на операции с некоторыми иранскими банками, на инвестиции в иранский энергетический сектор, а также заморозила активы иранских физических и юридических лиц, связанных с ядерной программой Ирана. Несмотря на то, что Япония является вторым по объему получателем иранской нефти, в январе 2012 года японское правительство объявило о своем намерении предпринять конкретные шаги, чтобы уменьшить свою зависимость от Ирана. В течение 2011 года Япония уже уменьшила на 20% нефтяной импорт из исламской республики.

Крупнейший импортер иранской сырой нефти – Южная Африка с мая 2012 года остановила свои отношения с Ираном и обратилась к Саудовской Аравии, чтобы компенсировать падение поставок.

Южная Корея ввела санкции в отношении 126 иранских частных лиц и компаний. На Японию и Южную Корею в совокупности приходится 26% экспорта Иранской нефти. Однако согласно сведениям Международного экономического агентства с начала 2012 года экспорт иранской нефти «резко увеличился».

Швейцария запретила продажу оружия и товаров двойного назначения в Иран, а также продукции, которая могла быть использована в иранской нефтяной или газовой промышленности. Ограничены финансовые услуги и финансирование энергетического сектора Ирана.

В марте 2012 года на 20% сократила закупки иранской нефти Турция.

Инициатором введения всех санкций выступают Соединенные Штаты. Американское правительство ввело запрет на продажу оружия и полное экономическое эмбарго в отношении Ирана. Пакет санкций включает в себя запрет на отношения с не только с иранскими компаниями, но и организациями, ведущими бизнес с Ираном, запрет на обращение любой продукции, происходящей из Ирана, санкции в отношении иранских финансовых институтов и полный запрет на продажу самолетов или запасных частей для иранских авиакомпаний. Ведение любых деловых операций с Ираном требует наличие лицензии от Министерства финансов США. Кроме того, ряд иранских чиновников были внесены в списки лиц, нарушающих права человека. В феврале 2012 года США заморозили все активы Центрального банка Ирана и других финансовых институтов, а также иранского правительства. С американской точки зрения основной упор санкций должен быть направлен на энергетический сектор Ирана, которые обеспечивает до 80% государственных доходов страны. США оказывает давление и на другие страны, вынуждая их принимать и активизировать свои санкции в отношении Ирана, в свою очередь, угрожая им самим введением санкций.

Необходимо отметить, что санкции оказали существенное негативное влияние на иранскую ядерную программу, делая практически невозможным приобретение специализированных материалов. Тяжело отразились санкции и на населении Ирана. Под ударом оказался не только средний класс, но и беднейшие слои населения. Так под наименования товаров «двойного назначения» вошли рентгеновские аппараты, без применения которых невозможно лечение многих тяжелых заболеваний. По мнению специалистов, режим санкций способствовал ослаблению иранского гражданского общества и укрепил государственный сектор. Простые иранцы жалуются, что санкции наносят ущерб обычным людям, в то время как верхние слои общества не чувствуют каких-либо лишений или даже выигрывают от возникающего дефицита. Стоимость иранского риала упала на 50% с осени 2011 года, в результате чего от использования национальной валюты отказываются даже при проведении внутренних операций. Негативный экономический эффект девальвации падает в основном на средние и бедные слои, усиливая возмущение политикой Запада и объективно осложняя усилия по сдерживанию ядерной программы Ирана.

Опыт введения санкций против стран, самостоятельно создающих ядерное оружие, показывает, что с 1970 года три из четырех стран, вступивших в ядерный клуб, создали собственные атомные бомбы в режиме международных санкций. Ближайший сосед и антагонист Ирана – Израиль официально не признает наличие в своей стране ядерного оружия, однако даже, по мнению американских политиков, у еврейского государства может иметься до 450 ядерных зарядов. О том, что ядерное оружие появится у их страны – заявило и правительство Саудовской Аравии. Правящие круги саудитов объявили, что их бомба будет создана сразу после и в случае создания иранской бомбы. По мнению экспертов, Саудовская Аравия может в кратчайшие сроки получить готовые ядерные заряды от Пакистана, в чью атомную программу было вложено много саудовских денег.

Таким образом, обладание Ираном ядерным оружием, несмотря на режим санкций – это всего лишь вопрос времени и политической воли иранского руководства. Несмотря на это США продолжают упорно отсекать от ядерного порога все неугодные им страны, закрывая глаза на ядерные программы своих союзников и сателлитов. Политика «Это сукин сын, но это наш сукин сын», озвученная еще президентом США Франклином Делано Рузвельтом продолжает действовать.

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1290 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos