«Горшков» против «Варяга»

В июне 2012 года на полномасштабные морские испытания на российском Севере вышел авианосец «Викрамадитья». Этот корабль является глубокой модернизацией советского тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.4 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», который при подъеме на нем военно-морского флага изначально имел название «Баку». Спущенный на воду в марте 1982 года и введенный в эксплуатацию в 1987 году, с 2004 года он фактически принадлежит индийскому флоту. Достройка авианосца производилась Северным машиностроительным предприятием. В рамках модернизации от первоначального корабля остался практически только корпус, замене подверглись даже котлы главной энергетической установки. Ранее корабль являлся местом базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, но после доработки палубы и устройства аэрофинишеров – он стал способен выполнять функции классического легкого авианосца.

Индия крайне заинтересована в усилении своего военно-морского присутствия в прибрежных морях. Основными стратегическими соперниками страны является Пакистан на западе и Китай на северо-востоке. И если пакистанские военные не могут похвастаться сильным морским флотом, то у китайского ВМФ имеется прямой конкурент «Викрамадитья» — авианосец «Ши Ланг», который по иронии судьбы также ранее входил в состав советского военного флота. Для стран, имеющих обширные морские побережья, действующие авианосцы являются предметом особой национальной гордости и обеспечения стратегического равновесия.

Китайский авианосец (в прошлом тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг») был продан Украиной Китаю в апреле 1998 года за символическую сумму в 20 миллионов долларов, и впоследствии был достроен.

По имеющемуся проекту авиагруппа китайского корабля может состоять из 26 самолетов (как тяжелых Су-33, так и более легких МиГ-29К) и 24 вертолетов. Изначально советский крейсер имел на борту 12 пусковых установок крылатых противокорабельных ракет «Гранит», которые могли поражать корабли противника на расстоянии до 625 километров. Однако в настоящее время у китайской стороны отсутствуют аналоги подобного вооружения, так что места «Гранитов» на борту корабля скорее всего останутся вакантными. Что же касается авиационной группировки, то КНР вполне может оснастить судно полным комплектом самолетов. Во всяком случае, последние закупки российских авиационных двигателей решают проблемы по оснащению имеющихся китайских планеров движителями.

Авиационная группа «Викрамадитья» выглядит значительно скромнее – до 16 самолетов МиГ-29К. Часть авиакрыла уже передано индийской стороне и летчики этой страны ведут отработку использования самолетов в морских условиях.

В перспективе, как Китай, так и Индия на базе опыта, полученного на бывших советских авианесущих кораблях, планируют строительства авианосцев собственными силами. Индийцы уже заложили на верфи в городе Кочин судно, которое будет способно брать на борт до 30 самолетов и обладать полным водоизмещением в 38 тысяч тонн. Это будет первый авианосец, полностью спроектированный и построенный в Индии. Однако масштаб и сложность проекта заставляют индийских судостроителей все время отодвигать сроки его исполнения. По последней редакции графика строительства корабль должен быть введен в эксплуатацию в 2016 году. По сути, создаваемый корабль, проект которого получил название «Викрант», будет являться повторением серии советских тяжелых авианесущих крейсеров. В 2010 году представители индийского флота заявили, что второй авианосец, который будет построен на индийских верфях, будет иметь водоизмещение в 65 тысяч тонн и использовать паровые катапульты. Этот проект получил название «Вишал» и ввод этого корабля в эксплуатацию ожидается в 2018 году.

Китайцы поставили перед собой более амбициозную задачу и планируют сразу создать авианосец с атомной силовой установкой с водоизмещением около 90 тысяч тонн. Напомним, что полное водоизмещение «Горшкова» (он же «Викрамадитья»), 45,5 тысяч тонн, а «Варяга» — он же «Ши Ланг» — чуть менее 60 тысяч тонн. Китайские СМИ сообщают, что в настоящее время в строительстве находится два корпуса китайских авианосцев. Стоит отметить, что помимо «Варяга», Китай приобрел для изучения также советские авианесущие корабли «Минск» и «Киев», а также австралийский авианосец «Мельбурн». К тому же КНР предпринимает активные усилия и по негласному сбору информации. Так в феврале 2011 года Украина приговорила в шести годам лишения свободы российского гражданина Александра Ермакова, который передавал китайской стороне сведения о комплексе тестирования и обучения летчиков морской авиации, расположенном вблизи крымского города Саки.

Но пока это только планы, и в случае гипотетического военного конфликта между Индией и Китаем мы сможем наблюдать очень занятную картину – сражение двух советских тяжелых авианесущих крейсеров.

Нам же остается только вспомнить перспективный советский авианосец проекта 1143.7 получивший в первоначальном варианте наименование «Кремль», а впоследствии переименованный в «Ульяновск», этот корабля был заложен на верфи в украинском Николаеве в ноябре 1988 года. 1 ноября 1991 года его строительство было прекращено при готовности в 40 процентов, после чего он был разобран.. Полное водоизмещение советского корабля должно было составить около 85 тысяч тонн. Авиагруппа корабля могла бы составить 70 самолетов (24 тяжелых Су-27К, 24 легких МиГ-29к и другие) и 15-20 вертолетов. Планировалось оснащение судна как трамплином, так и паровыми катапультами и ядерной силовой установкой.

С 2005 года в России ведется предварительное проектирование перспективного авианосца. Работы ведет признанный лидер в этой области – Невское ПКБ, то самое, которое разрабатывало все советские тяжелые авианесущие крейсера. В 2007 году было сформулировано техническое задание. Однако в течении следующих лет информация о строительстве российского авианосца то всплывала в СМИ, то опровергалась военным руководством, а сроки постоянно отодвигались. В феврале 2012 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что технический проект авианосца будет завершен в 2014 году.

 

автор статьи — Сергей Серков

 

 
Статья прочитана 2413 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos