«Афродита» и «Мистель» — дедушки современных беспилотников

В этом году американское правительство официально признало факты уничтожения с помощью дистанционно управляемых летательных аппаратов ряда крупных функционеров террористической сети «Аль-Каида».

Дистанционное поражение врага с использованием управляемого оружия и сбережение жизни высококвалифицированных военнослужащих всегда занимало умы военных стратегов. Но к практической реализации этой проблемы военные подошли только во время второй мировой войны.

Первыми дистанционно управляемый самолет-снаряд разработали ученые нацистской Германии. Проект получил название «Мистель». Он состоял из планера тяжелого бомбардировщика (обычно Юнкерса Ju-88), в котором носовой отсек для экипажа был заменен специально разработанным помещением, содержащем большое количество взрывчатки и прикрепленного сверху истребителя, соединенного с самолетом-снарядом стойками. Сборный самолет, управляемый пилотом истребителя, должен был самостоятельно достичь района применения, затем беспилотный бомбардировщик отделялся и поражал цель на земле, а истребитель возвращался на базу и мог быть использован повторно. Первый композитный самолет поднялся в воздух в июле 1943 года. Программа использования таких изделий получила кодовое наименование «Бетховен».

Боевая часть «Мистеля» содержала 1800 килограмм взрывчатки. Заряд оснащался кумулятивной воронкой с оболочкой из меди или алюминия. Использование такого заряда могло бы пробить до 7 метров железобетонного покрытия.

На заключительном этапе проекта использовались уже реактивные самолеты: Мессершмитт Me-262 в качестве истребителя управления и Юнкерс Ju-287 в качестве снаряда. Однако эти проекты так и не вышли за стадию чертежной доски.

  За время войны было построено около 250 экземпляров «Мистеля». Первоначально устройства использовались против союзного флота вторжения во Франции и главной базы английских ВМФ в Скапа-Флоу. Однако эти атаки не привели к существенным успехам.

В начале 1944 года немцы планировали использовать самолеты-снаряды против советских предприятий оборонной промышленности и электростанций в Москве и Горьком. Но быстрое продвижение советских войск поставило крест на этих планах и в апреле 1945 года «Мистели» были брошены против советских плацдармов в районе Кюстрина. Атаки самолетов-снарядов задержали продвижение советской военной машины лишь на пару дней. Так же неэффективны были атаки «Мистелей» на мосты через реку Одер.

Использовать дистанционно управляемые бомбардировщики, оснащенные взрывчаткой, пытались и союзники. Их операции имели кодовые названия «Афродита» и «Наковальня». В качестве снарядов планировалось использовать стратегические бомбардировщики B-17 и PB4Y. В качестве целей предполагались места размещения немецкого высокоточного оружия и бункеры.

Самолеты В-17, планируемые к применению были уже выведены из оперативного обслуживания и имели прозвища: «робот», «ребенок», «дрон» или «усталый Вилли». Однако проект получился опасным, дорогим и неудачным.

Руководителем проекта был генерал-майор Генри Арнольд. Изучение возможностей дистанционного управления проводилось во Флориде. Идею о применении беспилотных самолетов высказал генерал-майор Джеймс Дулитл, тот самый, который организовал рейд по бомбардировке Японии с использованием бомбардировщиков В-24, стартовавших с авианосца «Хорнет» в ответ за нападение на Перл-Харбор.

Выведенные из боевых порядков бомбардировщики лишались всего боевого оснащения (оружия, бомбовых стеллажей, радиооборудования), что позволяло освободить около 5400 килограмм полезной нагрузки. В результате бомбовая нагрузка самолет-снаряда была увеличена примерно в два раза. В качестве взрывчатки использовался «торпекс», который был на 50% мощнее, чем тротил. Для облегчения покидания самолета пилотами была удален фонарь кабины. В кокпите было установлено две телевизионных камеры, которые передавали изображение на сопровождающий самолет CQ-17. Пилоты должны были поднять самолет в воздух и вывести его на эшелон в 600 метров, активировать систему удаленного управления и покинуть машину с парашютами.

Всего в рамках данной программы в 562-й эскадрилье было подготовлено десять беспилотных самолетов и четыре «материнских» бомбардировщика. Однако применение этой конструкции не привело к желаемым результатам и с 27 января 1945 года проект «Афродита» был прекращен. За время ее применения один самолет поразил цель, но не взорвался, что дало возможность немецким инженерам получить практически нетронутой систему управления дроном. Всего лишь один самолет успешно поразил цель на территории врага.

Любопытно, что при реализации проекта «Афродита» 12 августа 1944 года погиб старший брат будущего президента США Джозеф Патрик Кеннеди-младший. Он вступил в проект добровольцем, надеясь достичь уровень военной славы своего младшего брата, который к тому времени уже успел прославиться на Тихоокеанском ТВД. Джо Кеннеди и Уилфорд Уилли пилотировали бомбардировщик PB4Y-1, груженый 9.6 тоннами взрывчатки. Их самолет-снаряд должен был поразить стартовую площадку орудия «Фау-3» в районе Кале. Однако самолет взорвался в небе над Англией.

 

 
Статья прочитана 2256 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos