Блогоспецназ

Мысль рождает слово, слово рождает дело. А вот для того, чтобы у определенных социальных групп появилась определенная мысль – нужны психологические операции. Тривиальное «Русс, сдавайся», звучащее из динамиков и листовки «Бей жида-политрука, морда просит кирпича» уже не достигают желаемого эффекта. Поэтому в ход идет новейшее изобретение распространения информации – интернет.

Индустрия подготовки общественного мнения путем целенаправленного вброса якобы «голосов из народа» в странах западных демократий существует уже достаточно давно. Этот феномен получил уже устоявшееся название: «астротерфинг» («Astroturfing»). Чтобы понять суть этого названия, нужно знать, что понятием «astro turf» называется искусственная трава. Также полезно вспомнить популярное в англоязычных странах понятие «Grassroots», буквально: «Растущее из травы». В англоязычной политологии термином «Grassroots» обозначаются общественные или политические движения, создающиеся естественным, спонтанным путем, противопоставляя их движениям, организованным властными структурами. Соответственно, для обозначения имитации «инициативы снизу» и было придуман термин «астротерфинг».

Начинался астротерфинг с обычной имитации бурной деятельности. Самым ярким примером таких действий в реальном мире является платный набор на митинги.

В качестве образца астротерфинга в реальности можно привести так называемое «Восстание братьев Брукс». В 2000 году сотрудники аппарата Республиканской партии в американском конгрессе активно изображали группу случайно собравшихся возмущенных граждан, якобы недовольных результатами подсчета голосов в ходе президентских выборов. Почему «Братья Брукс»? Все очень просто «Братья Брукс – это марка готовой мужской одежды, очень популярной в США среди чиновников, в том числе и из аппарата Конгресса.

Однако в последнее время большая часть политического спектра переместилась в интернет, и поэтому и астротерфинг постепенно стал мигрировать в виртуальное пространство. Ну а поскольку – «война – это продолжение политики любыми крайними средствами» — методику формирования выгодного для ведения боевых действий общественного мнения не преминула взять на вооружение и армия.

На передовом крае виртуальной войны находятся Соединенные Штаты. Власти Америки уже в открытую неоднократно заявляли, что основную роль в «демократических» преобразованиях общества в настоящее время играют социальные сети. В отличие от традиционных средств массовой информации сетевые СМИ создают иллюзию интерактивности. У вас вряд ли получится с парой десятков единомышленников ежедневно комментировать новостные программы или даже переругиваться с диктором. А вот сетевой формат подачи информации такое позволяет. Трудно переоценить роль Twitter или Facebook в организации «арабской весны». Даже когда в Египте власти полностью отключили интернет, трансляция в социальные сети осуществлялась по каналам мобильной связи. Twitter срочно организовал шлюз между голосовыми сообщениями и интернетом.

Феномен Сети состоит в том, что любой, даже самый отмороженный индивид может найти себе коллегу по взглядам. Ну, скажите, как бы в реальной жизни могли встретиться шахтер из Воркуты и таксист из Владивостока? Но вот если они оба увлекаются, например, разведением кактусов, то в современном мире вероятность их встречи на форума кактусоводов или в группе соцсети, посвященной разведению кактусов — более чем вероятна.

Так что заботливое выращивание определенных социальных групп в сети под определенные интересы – отнюдь не фантастика. Большие группы в социальных сетях, например, посвященные одежде определенного бренда, заботливо подпитываются владельцами этого бренда. И уж нет никаких преград для выращивания групп, ориентированных на определенные политические цели. Более того, группа, созданная, например, для выражения симпатий к телесериалу, в один прекрасный момент может на корню поменять свое описание и цели просто по желанию ее организатора. Так, непосредственно перед выборами 4 марта 2012 года как минимум три больших группы в популярнейшей российской социальной сети «ВКонтакте» в одночасье поменяли свое наименование. И вместо десятков тысяч любителей сериала «Друзья» в сети почему-то появилось десятки тысяч поклонников Алексея Навального.

Не стесняются искусственно поддерживать политическую активность в сети и власти ряда стран. В некоторых случаях это делается завуалированно, через третьи организации (особенно преуспели в этом различные некоммерческие организации), а в некоторых случаях – практически открыто. В 2011 году госсекретарь США Хиллари Клинтон во всеуслышание заявила, что выделит по линии Госдепартамента 25 млн. долларов для поддержания интернет-активности в странах с «авторитарными режимами». Вслед за этим Twitter заявил о начале официальной работы сервиса на русском, китайском языках и на хинди. Это не просто совпадение, это официально озвученная связка событий.

Постарались не отстать от политиков и военные. В марте 2011 года в британской прессе (The Guardian) прошло сообщение, что специалисты Пентагона начали разрабатывать методы по использованию социальных сетей в своих интересах. Этому утверждению прессы было найдено фактическое подтверждение. Военно-воздушные силы США разместили тендер на закупку специфического программного обеспечения.

Желающие могут ознакомиться с текстом требований по ссылке (http://www.rawstory.com/rs/wp-content/uploads/2011/03/personamanagementcontract.pdf). После изучения документа становится ясно, что уже в июне 2010 года ВВС США потребовалось 50 пользовательских лицензий на специализированное программное обеспечение. Каждая из лицензий способна поддерживать 10 виртуальных персонажей. Таким образом, где-то на просторах интернет бродят как минимум 500 виртуальных личностей, действующих в интересах ВВС США. Каждый виртуал должен обладать собственной историей, биографией, деталями, поддерживающими впечатление о том, что это – реальный человек. При этом все нюансы виртуальной личности должны иметь технические, культурные и географические особенности присущие месту его использования.

Кроме виртуалов, ВВС США в этом же тендере заказали программное обеспечение для создания виртуальной частной сети (VPN), которая должна ежедневно сменять IP-адреса пользователей с целью сокрытия реальных владельцев.

Третьим лотом в заказе идет программное обеспечение по защите статичных IP-адресов, которое должно защитить от идентификации пользователей.

Место поставки продукции по тендеру: авиабаза MacDIII, в Кабуле и Багдаде.

Тендер и 2,7 млн. долларов выиграла компания Ntrepid, специализирующаяся на создании защищенного сетевого оборудования. Кроме нее «боевые социальные медиа» для Пентагона разрабатывали компании Booz Allen Hamilton, HBGarry, Cubic Corporation.

Однако доступ к системе такого продвинутого «троллинга» будут иметь не только военные. По сообщениям пользоваться ей будут и другие правительства, частные компании и неправительственные организации.

Кстати, согласно действующему американскому законодательству такая деятельность в киберпространстве США будет являться преступлением, так что владельцев программного обеспечения уверяют, что в англоязычной блогосфере спецоперации проводиться не будут.

Первый раз в крупных масштабах армия виртуальных личностей была использована при проведении Центральным командованием США (CENTCOM) операции «искрениий (или серьезный) голос» (Operation Earnest Voice). В официальных источниках упоминание об этой операции появилось после выступления главы Центрального командования Дэвида Петеруса в 2010 году в Сенате США. В докладе Петеруса было отмечено, что вся деятельность в этой области велась в «тесной координации с заместителем Госсекретаря США по публичной дипломатии».

Можно предположить, что предложения госпожи Клинтон по поддержке интернет-активистов в «авторитарных странах», найдут живой отклик у командования CENTCOM…

 

автор статьи — Сергей Серков

 
Статья прочитана 1092 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos