Концепция воздушно-наземной операции, столь эффектно используемая в последних локальных конфликтах западными коалициями заставляет страны – потенциальные жертвы внимательно относиться к вооружению и комплектации своих ВВС и ПВО. Не стала исключением и Сирия.
Военно-воздушные силы
Численный состав военно-воздушных и сил ПВО Сирии насчитывает 100 тыс. человек, из них на долю авиации приходится 40 тыс. (включая 10 тыс.) – в резерве и 60 тыс. служат в войсках противовоздушной обороны.
На вооружении ВВС находятся истребители, истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведывательные самолеты, самолеты военно-транспортной авиации, вертолеты и учебные самолеты.
По данным альманаха «Military Balance 2010» истребительная авиация Сирия состоит из 4 эскадрилий на МиГ-25, 4-х – на Миг-23 МЛД. 4 эскадрильи вооружены МиГ-29А.
Истребительно-бомбардировочная авиация насчитывает 2 эскадрильи на МиГ-23БН, 1 эскадрилью на Су-24, 5 эскадрилий на Су-22 и Су-17М-2 и 7 эскадрилий, вооруженных МиГ-21.
В разведывательную авиацию Сирии входит 4 эскадрильи на МиГ-21 и МиГ-25Р.
Для переброски войск может использоваться транспортная авиация, состоящая из эскадрилий на Ан-24, Ан-26, Falcon-20, Falcon-900, Ил-76, Як-40, вертолетов Ми-17, Ми-8 и Ми-2.
Ударные вертолеты сведены в 3 эскадрильи, вооруженные Ми-24 и SA-342L Gazelle.
Учебный парк сирийской авиации представлен самолетами PA-31, L-39, MBB-223, MFI-17, МиГ-21У, МиГ-23УМБ и Миг-25У.
Всего на вооружении Сирии на начало 2010 года находится 555 боевых самолетов. Основой истребительной авиации являются 48 истребителей Миг-29А российского производства, модернизированных российскими же специалистами на рубеже веков. Угрозу для противника могут представлять 30 тяжелых перехватчиков МиГ-25 и 80 истребителей МиГ-23МЛД. Остальной парк истребительной авиации не представляет сколько-нибудь серьезной угрозы для высокотехнологичных противников.
Бомбардировочная авиация основывается на 20 фронтовых бомбардировщиках Су-24 и 60-и Миг-23БН. Су-24 с возможностью прорыва ПВО при режиме полета на малой высоте с огибанием рельефа местности и несущий комплекс управляемого вооружения является достаточно серьезной угрозой для потенциальных противников.
У сирийской авиации отсутствуют воздушные радары – самолеты ДОЛОиУ и поэтому в случае вооруженного конфликта сирийским летчикам придется полагаться только на наземные станции разведки и наведения.
В январе 2012 года было объявлено о подписании Россией и Сирией договора на поставку 36 самолетов Як-130. Несмотря на свое изначальное предназначение как учебного самолета, он при необходимости может использоваться и в качестве легкого штурмовика.
На вооружении сирийской армейской авиации состоит 55 французских ударных вертолетов SA-342 «Газель» и 36-ть Ми-24 советского производства. Транспортная составляющая вертолетного парка насчитывает около сотни Ми-17.
Противовоздушная оборона
В силы ПВО Сирии входит 2 дивизии и 25 зенитных ракетных бригад, часть из которых включены в состав дивизий ПВО. Всего в стране насчитывается около 150 батарей ЗРК. В силы ПВО также входят части радиотехнических войск. Всего на вооружении сирийской ПВО находится чуть более 900 пусковых установок зенитных ракет, из них подавляющее большинство – это С-75 и С-125 (последних на вооружении около 600). На дальних рубежах небо Сирии защищают 48 пусковых установок С-200М с дальностью стрельбы до 200 км. Они сведены в две бригады. При развертывании их защищают 60 пусковых установок ЗРК «Оса», сведенных в 14 батарей. Также в ПВО имеется 60 установок ЗУР «Оса» и около 4 тыс. артиллерийских орудий. В стране существует Северная и Южная зоны ПВО, управление которыми осуществляется с трех командных пунктов, полностью оборудованных компьютерами.
Для защиты техники и личного состава на марше применяются комплексы «Стрела-1», размещенных на 20 БРДМ, 30 установок «Стрела-10», размещенных на МТ-ЛБ. На вооружении также находится около 4 тыс. пусковых установок «Стрела-2», «Стрела-2М» и «Игла». Кроме того, мобильными средствами защиты от авиации противника являются установки ЗСУ-23-4. В дополнение к этому на вооружении находится 1,2 тыс. буксируемых установок зенитной артиллерии (600 – ЗУ-23-2 и 600 – С-60 калибром 57 мм).
В январе 2102 года в израильской прессе появилось сообщение о доставке в Сирию российских зенитно-ракетных комплексов С-300, якобы из числа ранее предназначенных для поставки Ирану. По информации, опубликованной в Израиле со ссылкой на лондонскую газету «Al Quds», несколько позже техники в Сирию также прибыли российские военные советники. По сведениям того же источника с помощью России на территории страны были установлены радарные системы, позволяющие «видеть» территорию израильской пустыни Негев, где кроме военных баз израильской армии находится и американский радар ПРО.
Эта информация, по-видимому, родилась из результатов досмотра торгового судна «Чариот», следовавшего под флагом государства Сент-Винсент и Гренадин из Санкт-Петербурга в сирийский порт Латакия и досмотренного в январе 2012 в Лимасоле (Кипр). По просочившейся в прессу информации на борту судна находилось 60 тонн вооружения и боеприпасов. Судно ошвартовалось в сирийском порту Тартус, где по совпадению находится база ВМФ России. Официальные представители Соединенных Штатов обратились к России с просьбой разъяснить наименование и предназначение груза, но лично Сергей Лавров ответил, что не видит необходимости объясняться.
Никто из российских официальных лиц никак не прокомментировал данное сообщение.
Из всего объема российско-сирийского военно-технического сотрудничества объемом в 3,5 млрд. долларов часть приходится на поставку Россией 36 комплексов «Панцирь-1С».
По словам представителя ФС ВТС (Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России) никаких обстоятельств, препятствующих поставкам вооружения в Сирию не существует и наша страна намерена исполнить все обязательства по контрактам.
По официальной информации сирийская сторона действительно заинтересована в поставках комплексов С-300. Кроме того рассматривается возможность поставок комплексов большой дальности «Фаворит», средней дальности «Тор» и малой дальности «Бук». С техническими возможностями российских систем ПВО сирийские эксперты смогли ознакомиться в сентябре прошлого года на учениях стран СНГ «Боевое содружество-2011».
Тем не менее, даже при отсутствии таких современных комплексов как С-300 или Бук-М-1, сирийские ПВО могут обеспечить качественное прикрытие военных объектов и инфраструктуры от атак с воздуха. Слабым местом сирийских ПВО, по мнению экспертов, является слабая подготовленность личного состава при работе со сложной техникой.