Тактический десант

Район высадки

 Тактический десант предполагалось высадить в глубокий вражеский тыл, в 35 км за линией фронта в районе озера Лин-доя, близ устья реки Тулокса. В этом месте железная и шоссейная дороги проходят близко к берегу озера (700— 1000 м), а характер местности как нельзя лучше благоприятствует высадке десанта и решению десантом задачи на берегу.

Противодесантная оборона противника была в этом районе значительно слабее, чем на участке побережья, прилегающем ближе к линии фронта. Песчаный пляж позволял высадочным средствам безопасно подойти вплотную к берегу; озеро Линдоя и простирающееся на юго-восток от него вдоль берега озера до реки Тулокса болото представляли собой прекрасный естественный рубеж обороны для высадившегося десанта на левом фланге и с фронта, а река Тулокса являлась таким же рубежом на правом фланге плацдарма.

Полное господство Ладожской военной флотилии на озере и в воздухе должно было обеспечить как успех высадки, так и бесперебойное снабжение десанта после высадки.

Штаб флотилии предусмотрел стройную систему обеспечения высадки от возможных помех со стороны немецко-финской флотилии и авиации противника. Были сформированы отряды корабельной поддержки и непосредственного охранения десанта (в первый входили пять канонерских лодок, два сторожевых и два торпедных катера; во второй — шесть малых охотников, два бронекатера и десантная баржа) и авиагруппа (войсковая и флотская авиация); кроме того, в воды противника вышли наши подводные лодки.

Для переброски и высадки десанта были сформированы два отряда транспортов (первый — шесть вооруженных транспортов и два тральщика, второй — четыре тральщика, три буксира и пять барж) и отряд высадочных средств (19 катеров типа «КМ» и «ЗИО, 12 тендеров и 9 мотоботов).

Несмотря на то, что на подготовку к операции было выделено ограниченное время, флотилия все-таки тщательно подготовилась к ней. Штаб командира высадки совместно с командованием морской бригады разработал четкую и продуманную документацию па операцию. Особое внимание было уделено планированию наиболее трудного этапа десантной операции — пересадке десанта с транспортов на высадочные средства и высадке его на берег.

Согласно схеме боевых порядков для боя на берегу за плацдарм десант был разделен на три тактических подразделения, которые предстояло высадить в трех пунктах. Соответственно этому отряд транспортов делился на три группы. Каждая группа брала на борт тактическое подразделение и при движении к берегу противника подходила к намеченному для нее пункту высадки. Все высадочные средства также делились на три группы и были прикреплены к определенным пунктам высадки и к соответствующим группам транспортов.

Походный порядок

В соответствии с этой организацией строились походный порядок, схема развертывания, порядок посадки войск на транспорты и т. д. Такое же стройное планирование существовало и на остальных этапах операции.

Боевая подготовка к операции велась по особому плану штаба флотилии.

Операция началась как продолжение тактического учения. После произведенной в ночь на ‘21 июня учебной посадки десант оставался на ночь на борту кораблей и судов.

Посадка десанта была произведена четко, быстро и скрытно. Основные силы десанта были сосредоточены в районах посадки ночью и укрыты в лесу. Местом посадки был избран удаленный от города участок берега в районе деревни Юшково (4 км от города Новая Ладога вверх по реке Волхов).

К 4 час. 30 мин. 22 июня все десантные силы сосредоточились на Новоладожском рейде и через час вы шли в озеро. Основные силы следовали в строю двух кильватерных колонн; высадочные средства, имея на борту первый бросок десанта, шли на буксирах у транспортов.

Десантный отряд, насчитывавший около 70 вымпелов, несмотря на белую ночь, удалось провести незаметно для противника.

В 3 часа 20 мин. 23 июня после перестроения в точке развертывания, находившейся в 12 милях от берега вне видимости врага, высадочные средства строем фронта

в несколько линий двинулись к берегу. Только через 46 минут после этого авиаразведка противника обнаружила каши корабли с десантом.

Бой за высадку начался в благоприятных для нас условиях: Ладожской военной флотилии удалось достигнуть тактической внезапности.

В 5 часов канонерские лодки приступили к артиллерийской обработке места высадки, через 15 минут к ним присоединилась бомбардировочная авиация; в 5 час. 55 мин. огонь был перенесен в глубину, и началась высадка. За несколько минут до подхода высадочных средств к берегу семнадцать 10-88 бомбардировали транспорты и корабли флотилии на рейде высадки, но добились только одного попадания в десантную баржу.

В 6 час. 20 мин. первый бросок десанта был высажен. Транспорты полным ходом пошли к берегу навстречу возвращавшимся высадочным средствам. Высадка первого эшелона десанта была произведена быстро и без потерь. Маши канонерские лодки подавили артиллерийский и минометный огонь финнов. Морская бригада, высаженная точно по намеченному плану, успешно решила свою задачу. Заняв плацдарм, оседлав шоссейную и железную дороги и разгромив находившееся на отдыхе в этом районе артиллерийское подразделение противника, десант перешел к обороне.

Во второй половине дня противник начал ожесточенные атаки десанта, зажав его с севера подошедшими резервами, а с юга — отступающими под натиском наших войск фронтовыми частями. При поддержке канонерских лодок и бронекатеров, которые подошли вплотную к берегу, десант стойко удерживал свои позиции.

В полдень 24 июня финны подтянули в район боя новые крупные силы пехоты, артиллерии и минометов и, воспользовавшись нелетной погодой, перешли к решительному штурму. Они стремились во что бы то ни стало сбросить наш десант в воду и освободить дороги для от ступающих с фронта войск. Хотя к этому времени на берег был высажен второй эшелон бригады морской пехоты, положение десанта было очень серьезным, так как финны обладали большим превосходством в силах.

Критический момент

 В этот критический момент к месту высадки прибыл отряд транспортов, который по решению командующего

фронтом доставил десанту подкрепление в составе еще одной бригады морской пехоты.

Несмотря на сильный огонь противника, сосредоточившего к этому времени в районе нашего плацдарма батареи крупной артиллерии и минометов и бронепоезд, наши транспорты направились к берегу. Около 16 часов 24 июня личный состав бригады высадился на берег и с хода вступил в бой. Вскоре противник был вынужден занять оборону, а наш десант перешел к контратакам.

Присланное вовремя подкрепление по сути дела решило окончательный успех всей десантной операции, так как весь день 25 июня на озере бушевал шторм (ветер достигал 8 баллов), который не только не позволял кораблям приближаться к берегу, но даже исключал возможность артиллерийской поддержки десанта.

Войска Карельского фронта все ближе подходили к району высадки. Потеряв надежду вернуть железную и шоссейную дороги и боясь попасть в окружение, противник вечером 25 июня начал выводить свои войска по проселочным дорогам, бросая обозы и технику. В 0 час. 30 мин. 27 июня десант соединился с частями Карельского фронта и принял участие в наступлении на Видлицу.

Успешно осуществив десантную операцию, Ладожская военная флотилия полностью выполнила задачу, поставленную перед ней командованием Карельского фронта и Краснознаменного Балтийского флота. Перерезав шоссейную и железную дороги — важнейшие пути сообщения противника, — десант лишил финнов возможности подбрасывать подкрепления к линии фронта и приковал к себе значительные силы, чем содействовал успеху прорыва фронта и наступления 7-й армии. Отрезав группировке противника пути отступления с линии фронта, десант тем самым способствовал нашим войскам в быстром ее разгроме. Успешная высадка десанта в глубокий тыл врага и выполнение им поставленной задачи на берегу помогли нашим частям быстро отбросить вражеские войска правого фланга на 100 км. Вся советская территория в районе восточного берега Ладожского озера была освобождена.

Победа Ладожской флотилии была достигнута благодаря успешному наступлению нашей армии в межозерном районе, тщательно продуманной и хорошо организованной операции, умелой и целеустремленной отработке всех ее звеньев в подготовительном периоде, хорошо налаженному взаимодействию и связи между частями, в первую очередь между десантом на берегу и командованием флотилии и фронта, благодаря правильно проведенному политическому обеспечению операции и моральному превосходству наших войск над противником.

Политотдел флотилии

Политотдел флотилии направил политработников для усиления партийно-политической работы на транспорты и высадочные средства. В результате умелой работы командиров, политработников и партийно-комсомольских организаций было достигнуто подлинно боевое содружество моряков и десантников, сыгравшее положительную роль в самом ответственном этапе операции — высадке десанта на берег.

Большое практическое значение имел такой метод политического обеспечения успеха, как постоянная и объективная информация личного состава кораблей о положении десанта на берегу. Так, например, когда отряд транспортов шел из Свирицы, со второй бригадой морской пехоты в район высадки, личному составу сообщили, что положение десанта очень серьезное и требуется быстрая помощь. Когда отряд подошел к рейду высадки, командиры транспортов Федор Ходов, Алексей Суханов и другие, несмотря на сильный артиллерийско-минометный огонь противника, подвели транспорты вплотную к берегу и быстро высадили морских пехотинцев.

Умелой подготовкой и успешным выполнением Тулоксинской десантной операции Ладожская военная флотилия внесла много ценного в советское военно-морское искусство.

Важнейшими моментами положительного опыта Тулоксинской десантной операции являются:

— умелое, продуманное планирование операции, особенно наиболее ответственного этапа операции — боя за высадку;

— единое командование, хорошо организованное управление силами и четкое взаимодействие сил и средств в бою за высадку и на остальных этапах операции;

— тщательная подготовка сил и средств к операции, проводившаяся по хорошо обдуманному плану специальной боевой подготовки и обеспечившая отработку взаимодействия сил на всех этапах операции;

— господство наших военно-морских сил на озере и в воздухе;

— правильный выбор места высадки и достижение оперативной и тактической внезапности;

— наращивание сил десанта; своевременная высадка подкреплений десанту в критический момент боя на берегу;

— хорошо организованная, непрерывная огневая помощь отряда корабельной поддержки десанту до полного решения последним своей задачи на берегу — до соединения с войсками, наступавшими с фронта;

— высокий морально-боевой дух личного состава, хорошая тактическая подготовка офицеров и отличное знание рядовым составом своего оружия и боевой техники.

Советское правительство высоко оценило роль Ладожской военной флотилии в разгроме финнов на западном фланге межозерного района, наградив ее орденом Красного Знамени.

Завершив Тулокспнскую десантную операцию, Краснознаменная Ладожская флотилия продолжала содействовать продвижению нашей армии к государственной границе огнем отряда канонерских лодок и высадкой небольших десантов па острова в районе Питкяранта.

 
Статья прочитана 3581 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos