Зимние операции в ВОВ

Войска Волховского фронта

Разгромив новгородскую группировку противника и овладев Новгородом, войска Волховского фронта перешли в наступление по всему фронту. В результате упорных боев 21—26 января наши войска нанесли захватчикам тяжелое поражение, отбросили их на рубеж реки Луга и перерезали железную дорогу Ленинград — Дно, создав тем самым необходимые условия для дальнейшего наступления в обход Луги с юга на Псков, Остров.

На другом направлении части Волховского фронта к исходу 28 января овладели важными узлами дорог — Любань и Чудово. Октябрьская железная дорога и Ленинградское шоссе были целиком освобождены от немецких оккупантов, и Ленинград теперь имел прямую связь с Москвой. После ожесточенных многодневных боев войска фронта заняли сильный узел сопротивления станцию Оредеж и частью сил обошли с севера Лугу и Батецкую. Утром 12 февраля наши войска овладели Батецкой, а вечером того же дня заняли город Луга.

15 февраля Волховский фронт был расформирован. Входившие в его состав армии влились в состав Ленинградского фронта, который преследовал противника по всему фронту от Нарвского залива до района Псков, Остров.

Отойдя на Нарвский оборонительный рубеж, противник решил здесь задержать «вступавшие на запад советские войска. При этом все свои надежды гитлеровцы возлагали на Нарвский рубеж. На узком перешейке, между Финским заливом и Чудским озером, была заранее создана мощная оборонительная полоса, которую заняли крупные сухопутные силы немецко-фашистских войск, отступившие с широкого фронта под Ленинградом. Но наши войска, несмотря на ожесточенное сопротивление противника, в первые дни февраля форсировали реку Нарва и создали два небольших плацдарма севернее и южнее города Нарва.

В течение февраля наши войска расширяли свой плацдарм на западном берегу реки Нарва, готовя себе условия для дальнейшего наступления на запад. В этот период они провели операцию с целью обойти мощную крепость — город Нарва — с запада, чтобы отрезать ее тыловые коммуникации. В этой операции сухопутное командование поставило перед флотом задачу высадить тактический десант в тыл приморскому флангу гитлеровцев. Небольшой десант морской пехоты должен был высадиться в районе местечка Мерекюля (7 км за линией фронта противника), ударом в направлении станции Аувер оседлать приморское шоссе и железную дорогу Нарва — Таллин и удерживать участок до подхода с юго-востока сухопутных частей. Условия благоприятствовали высадке десанта: во-первых, в начале февраля в Нарвском заливе лед в основном сошел и, во-вторых, там не было надводных сил противника.

Организация и руководство

Организация и руководство высадкой десанта были возложены на командование Островной военно-морской базы. Канонерские лодки, тральщики, катера и морская пехота, которым предстояло участвовать в десанте, 3 февраля перебазировались из Кронштадта па Лавенсари, где затем в течение десяти дней проводилась специальная боевая подготовка десантных сил. В это же время было проведено контрольное траление подходных фарватеров в Нарвский залив.

Днем 13 февраля отряд кораблей, произведя организованно посадку десанта, вышел с Лавенсари за тралами. Вскоре из-за встреченных крупных ледяных полей тральщикам-катерам пришлось вернуться в базу, базовым тральщикам убрать тралы, а катерам с десантом следовать за канонерскими лодками. После выхода на чистую воду (юго-западней банки Вигрупд) катера прибавили ход и двигались самостоятельно.

В 3 часа 40 мин. 14 февраля катера построились в строй фронта в две линии и начали движение к берегу. Через десять минут первая группа морских бронекатеров и катеров «больших охотников», не встретив сопротивления противника, высадила первый бросок десанта на берег. Вторая группа катеров совершала высадку уже под яростным огнем всех средств противодесантной обороны противника. Метким артиллерийским огнем наши катера подавили огневые точки врага и высадили десант. Морская пехота сразу же начала быстро продвигаться на юг, уничтожая на своем пути огневые точки, технику и живую силу врага. Отряд корабельной поддержки (канонерские лодки и тральщики) прибыл к месту высадки, когда десант уже высадился и удалился от береговой черты. Не получив от десанта «никаких огневых заданий, отряд ушел на Лавенсари.

Успех высадки, однако, полностью использовать не удалось. Произошло это, прежде всего потому, что войска фронта, перейдя в наступление, не смогли прорвать оборону противника и соединиться с десантом н, кроме того, отряд корабельной поддержки оставил десантный отряд без огневой поддержки с тыла раньше, чем десант мог получить поддержку сухопутных частей с фронта. В результате небольшой десант, не имея в своем составе артиллерийского и танкового усиления и лишенный артиллерийской поддержки, понес тяжелые потерн и своей задачи не выполнил, и армии потребовалось больше недели, чтобы добиться своей цели.

К концу февраля наши сухопутные части значительно расширили плацдарм на западном берегу реки Наровы: он глубоко охватывал с запада крепость Нарву и своей вершиной достигал железной дороги Таллин — Нарва. Этот плацдарм имел важное значение позже, при овладении нашими войсками городом Нарва и нанесении нового удара по противнику в Прибалтике.

 
Статья прочитана 2292 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos