Последнее сражение за Мировой океан

В глобальном соперничестве двух сверхдержав Соединёнными Штатами в середине 70-х годов была выдвинута на первый план геополитическая формула «Кто правит Мировым океаном, тот правит миром». Геополитическая цель — окончательный крах экономической мощи Советского Союза, как итог перенапряжения человеческих и материальных ресурсов. Советский продовольственный флот по водоизмещению не уступал флоту США, а работа советских океанологов ценилась исключительно высоко.

Чтобы окончательно уничтожить экономическую мощь Советского Союза, США начали гонку за освоение ресурсов Мирового океана (в основном, железомарганцевых ресурсов). Спецслужбы США через СМИ начали пропагандировать информацию о начале освоения дна Мирового океана. Масштабные СМИ выпускали материалы о строительстве в США специализированных машин для глубинного бурения океанического дна. Судно «Эксплорер» западное издание называло кораблем двадцать первого века, опередившего технические разработки СССР на полвека. Советский Союз вынужден был дать ответ на этот вызов формированием государственной программы «Мировой океан». В 1980-х годах за Советским Союзом была зафиксирована площадь на дне Тихого океана, где по догадкам находились большие запасы железомарганцевых конкреций. Несмотря на огромное количество месторождений железной руды, марганца не хватало для отечественной промышленности, поэтому планировалось к 2011 году развернуть технологически тяжелую его добычу в Мировом океане. Были организованы академические институты в Одессе и Владивостоке. Одесский филиал Иниверситета экономики АН УССР ориентировался на разработку экономических вопросов Мирового океана с учетом экологии. Много лет спустя стала известна предыстория окончательной гонки сверхдержав.

24 февраля 1968 года из района базирования на Камчатке вышла в боевой поход дизельная подводная лодка К-129 имеющая три баллистические ракеты с ядерными боеголовками. 8 марта подводное судно затонуло на глубине 5 тыс. метров. Но об этом советские люди узнали много лет спустя. По существующей традиции о гибели подводной лодки и экипажа советские СМИ не сообщали. Корабли советских ВМФ регулярно патрулировали предполагаемый район гибели подводного судна, но официального заявления советского руководства о её гибели не было сделано. И много лет спустя причина катастрофы не известна. Возможно, произошло столкновение с американской лодкой, которая и зафиксировала координаты катастрофы.

Центральное разведывательное руководство США по приказу американского президента решило произвести подъем советской субмарины, на которой кроме баллистических ядерных ракет были шифры советского флота. Подробное ознакомление с технологическими ноу-хау СССР могло быть исключительно важным и полезным для американских ученых в области оборонной техники. Однако не было мирового опыта поднятия подводной лодки с глубины в 5 тыс. метров. Помимо этого, операция должна была быть абсолютно секретной. Так как самое образцовое демократическое государство мира серьезно нарушало международные конвенции, запрещающие подъем иностранного военного судна, погибшего с членами экипажа в нейтральных водах, и ставшего братской воинской могилой, без соответствующего разрешения.

Произвести подъем советской подлодки было доверено частной американской компании. В результате выполнения секретного проекта «Дженнифер», стоимостью в $500 миллионов, было построено судно «Гломар Эксплорер», которое значилось как второе после «Гломар Челленджер» судно для глубоководного бурения, что засекли разведывательные спутники СССР. Но спутники не могли «рассмотреть» конструктивные особенности корабля с «лунным бассейном» — большим раскрывающемся с днища секретном отсеке, дающим возможность незаметно для разведывательных спутников поднимать предметы со дна акватории. Но благодаря случайности, проект стал достоянием американского общества. В июне 1974 года в Лос-Анжелесе воры проникли в офис компании, выполняющей секретный заказ, вскрыли сейф, где вместо денег обнаружили секретную документацию. Они начали шантажировать ЦРУ, требовали полмиллиона долларов за возврат забранных документов.

После неосуществленного торга, информация была предоставлена в СМИ и газета «Лос-Анджелес таймс» в феврале 1975 года первой опубликовала сенсационную статью о секретном деле. Призывы ЦРУ к журналистам не злить Москову в интересах национальной безопасности не были восприняты. Но и руководство СССР отреагировало как-то вяло и удовлетворилось не внятным ответом американской стороны. Для отвлечения внимания на месте подъема советской подлодки находилось похожее на «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». И советская разведка не предала этому делу должного значения. При подъеме подводная лодка раскололась и только носовая часть попала в секретный «лунный бассейн». Но американцев ждало разочарование, документация и шифры не были обнаружены. Но были извлечены тела погибших моряков, которые были перезахоронены в океане по советскому ритуалу с исполнением гимна СССР. Для соблюдения секретности процедура проходила ночью. Видеозапись церемонии захоронения была обобщена после распада Советского Союза и передана Борису Ельцину.

Так как Советский Союз после выполнения американского проекта по строительству судов для глубоководного бурения отставал от США в гонке за океан, ставка была сделана на создание глубоководных аппаратов. Для спасательных и океанографических работ был сконструирован ряд глубоководных аппаратов «Мир» с глубиной погружения до 6000 м. В 1987 году два аппарата были построены финской компанией, которая подверглась давлению со стороны Соединённых Штатов, стремившихся не допустить лидерство СССР в этой области. На этих глубинных аппаратах в августе 2007 года впервые было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, за что акванавты получили звание Героя России. Аналогичные глубинные аппараты были построены в США, Японии и Франции, которой принадлежит рекорд погружения (6527 метров).

После распада СССР Российская Федерация последовательно теряет морскую мощь бывшей второй сверхдержавы , занимает второе место по количеству атомных подводных кораблей. Военно-морской и торговый флот стареет. Океанический рыболовный флот СССР, который был одним из масштабных в мире, в основном утерян.

Россия обладает самым крупным по площади континентальным шельфом. Согласно Морской конвенции ООН 1982 года выполнен раздел континентального шельфа морскими государствами. Из 30 млн. кв. километров континентального шельфа России досталось 7 млн. кв. километров, но страна не имеет суда для глубоководного бурения. В Российской Федерации выполняется федеральная программа «Мировой океан» с значительно небольшим объемом финансирования, не снабжающего в полном объеме состав научно-исследовательского флота, включающего такие огромные суда как «Академик Иоффе», «Академик Келдыш», и «Академик Вавилов». В Советском Союзе ежегодно организовывалось до 25 научных морских экспедиций, а в сегодняшнее время в Российской Федерации — 2-3 экспедиции.

В начале двадцать первого столетия наряду с превосходящим в Мировом океане военно-морским флотом Соединенных Штатов, наиболее быстрыми темпами наращивается мощь ВМС Индии и Китая. В средневековье Китайская империя имела мощный морской флот, отказ от которого был одной из важных причин краха Поднебесной в последующие столетия. Повышение экономической мощи сегодняшнего Китая и зависимость от импорта энергетических ресурсов поставили перед Пекином стратегическую цель преобразования прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды».

В доктрине «желтой воды» основной целью было гарантирование безопасности приморских экономических центров и возможное завладение Тайваня. Чтобы обезопасить в будущем достаточно экономически развитые приморские районы, где сосредоточено доминирующее число современных отраслей, Пекин сделал ставку на доктрину «голубой воды» – образование современного океанского флота, способного ответить противнику в открытом океане. Согласно доктрине «голубой воды» требуемой задачей ВМФ Китая является обеспечение безопасности танкерного (торгового) флота на стратегических морских коммуникациях. На первое место вышли цели безопасности технологий по бесперебойной поставке нефти из зоны Персидского залива (Ирана) и Африки, обеспечение добывания нефти на шельфе, в том числе на спорных местах Южно-Китайского моря. Военно-морские силы КНР поделены на три оперативных флота (Восточный, Южный и Северный). В числе китайского ВМФ насчитывается 13 атомных подводных судна, в том числе 5 подводных крейсеров с баллистическими ракетами, 28 эсминцев, 60 дизельных подводных лодок. По количеству атомных подводных лодок Китай находится на третьем месте в мире после России и США, а по эсминцам так же третье место после Японии и США. Китай имеет первое место в мире по числу дизельных подводных лодок, фрегатов, десантных кораблей и ракетных катеров. Морская авиация Китая стала второй после Соединенных Штатов. В начале 90-х годов Китай купил у Украины недостроенный авианосец «Варяг» для преобразования в «плавучее казино» за смешную сумму в 28 млн. долларов. В ближайшее время авианосец будет введен в ряды ВМФ Китая.

 

 

 
Статья прочитана 17820 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos