«Дредноут» — гениальное изобретение англичан

 Англичане, в лице адмирала Фишера (концепция), гениально «изобрели» «Дредноут», и все линейные флоты всех государств моментально потеряли всякое боевое значение. Но позвольте, самый большой флот линейных кораблей додредноутной эпохи – эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров – был именно у самих англичан. То есть нагадили они в первую очередь себе.

Всякие досужие вымыслы – вроде того, что авторами кораблей дредноутного типа могли стать раньше англичан – итальянцы, французы, русские или американцы, ведь проекты аналогичных кораблей уже имелись – не выдерживают малейшей проверки.

Эти проекты – корабли другого, переходного к дредноутам типа.

Дредноут, как тип, характерен тем, что в нем объединены:

— скорострельная крупнокалиберная башенная артиллерия, all-big-guns,

— артиллерия, не предназначенная для эскадренного боя, урезана до предела,

— легкие котлы и турбины вместо машин,

— круппированая легированная цементированная броня,

— мореходный высокобортный корпус, рассчитанный в соответствии с теорией,

— центральные системы УАО,

— комплексные системы борьбы за живучесть.

— рациональная схема бронирования, рассчитанные на основе

фиксированных результатов боев броненосных эскадр.

На время составления итальянского, русского, французского, американского проектов – полный набор этих компонентов ещё не существовал.

«Дредноут» появился немедленно, как только почти все перечисленные компоненты были изобретены или произошли, не раньше и не позже.

А аналогичные проекты четко говорят, что идея просто носилась в воздухе.

Ещё русская императрица Екатерина II Великая в конце XVIII века писала, что господство на море определяется не количеством кораблей, и не количеством пушек, а только числом орудий главного калибра на кораблях эскадры. Думаю, не она одна это понимала.

Однако, в конце XIX века эта формула – не работала.

В морской артиллерии, и военном кораблестроении, был полный разброд и шатание – практически одновременно происходил переход с черного пороха на различные малодымные, затем на не менее различные бездымные, с дульнозарядных орудий на казнозарядные, с кованых стволов на литые, обратно на кованные, но уже гидравлическими прессами, снова литые, но уже под давлением, скрепленные, навитые из ленты и проволоки, комплексные, плюс разный состав сталей.

Количество типов затворов – вообще не поддается описанию, вернулись даже многоствольные системы. Бардак в калибрах был хуже средневекового – 100mm, 4”, 105mm, 120mm, 4.7”, 5”, 130mm, 140mm, 150mm, 6”, 155mm, 164mm, и чем выше калибр, тем менее он стандартизирован – 194mm, 16.25”.

Размещение артиллерии – так же не устаканилось – батарейное, казематное, барбетное, башенное, марсовое.

Снаряды – железные, стальные, чугунные, свинцовые, даже с деревянными оголовками, снаряжены чем попала и в абсолютно немыслимых количествах – от такого, которое еле разваливает оболочку на части, до такого, которое превращает её в горящие мелкие брызги металла.

Броня сменила семь только основных типов – железная, сталежелезная, кованная, холодно- или горяче-катанная, литая, цементированная, гарвеевская или крупповская, легированная. Корабли были броненосными, бронепалубными, цитадельными, казематными – то есть и размещение брони ещё не устаканилось – понятно, что и не могло, на фоне таких глобальных постоянных изменений всего и по всем параметрам.

К Цусиме, например, среднекалиберная скорострельная артиллерия выпускала в разы больше снарядов в минуту, по массе, чем артиллерия самого большого калибра, и при этом обладала достаточными разрушительным действием и дальностью. То есть главным калибром являлся не самый крупный, а самый эффективный в пересчете на массу\дальность\разрушения не за единичный залп, а за отрезок времени. Тем более часть крупнокалиберных орудий была уже безнадежно устаревшей, снаряжение снарядов и взрыватели не соответствовали задачам, дальномеры разбрасывали показания двукратно. Самым прочным был корабль не с самой толстой броней, а с самой современной. Тем более что среднекалиберная артиллерия (у японцев) стреляла мощными осколочно-фугасными снарядами, которые и нанесли наибольший урон русской эскадре, а крупнокалиберные бронебойные снаряды имели относительно малый, совершенно недостаточный разрывной заряд. И так далее, и так далее, и так далее…

«Дредноут» — никакое не гениальное изобретение. Он появился естественно, когда необходимые для его появления факторы сформировались в достаточной мере, чтобы быть реализованными на одном корабле.

И были переходные к дредноутам броненосцы, на которых по мере роста технических возможностей по производству и скорострельности, увеличивался калибр средней артиллерии, и росло общее количество относительно крупнокалиберных стволов ( у французов – 194мм, у нас, у американцев – 8”, у англичан – 234мм) – например, серия с головным «Кинг ЭдвардVII», и следующий – типа «Лорд Нельсон». И все уже были готовы к такому повороту событий.

Парадоксально, но собственно сам «Дредноут» – и не совсем дредноут, не класса дредноутов корабль, а значительно ниже, хоть и имя дал этому классу кораблей. Машина – маломощная, 23 000 сил, в разгоне после маневров слаб, скорость не форсированная – 18 узлов, максимальная 21,7, как у броненосцев, бронирование – нерациональное, продольное противоторпедное, оно же усиливающее защиту котельных и машинных отделений, и артпогребов — на самом «Дредноуте» вообще отсутствовало.

Не было системы Центрального УАО. Универсальной артиллерии – класса 120 – 150 мм – тоже не было. Конструкция артустановок – не совсем башенная, переходная скорее от барбетной с подвижным броневым кожухом к чисто башенной, стволы относительно короткие, 45 клб.

Башни целиком перекочевали с недостроенных броненосцев типа «Лорд Нельсон». Расположение башен ромбом обеспечивало концентрацию огня по носу, то есть в строю фронта – и это у корабля, созданного для боя в кильватерной колонне. Англичане и далее грешили таким (сектор обстрела по носу) расположением артиллерии, только уже не для главного, а для универсального калибра. Надводный борт высоким никак не назвать…

То есть сам «Дредноут» — корабль в основном додредноутного класса. Чисто дредноутный признак один – all-big-guns.

 

 
Статья прочитана 4007 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos