Денежное довольствие военнослужащих в 2012 году: больше денег, меньше льгот

В ходе текущей сессии Государственной Думы должны быть окончательно приняты Законопроекты серии, направленной на двух-трех кратное повышение денежного довольствия военнослужащих силовых ведомств, и на увеличение военных пенсий.

Речь идет в основном о Проекте № 556556-5 и Проекте 565510-5.

В целом, просматривается целый ряд позитивных изменений.

Во первых, следует отметить введенную в статью 3 Законопроекта ФЗ ««О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации» правовую норму, не допускающую как ухудшения положения в плане денежного довольствия военнослужащих, проходящих службу, так и военных пенсионеров — если изменения в расчетной базе каким-либо образом снижают фактические размеры выплат для отдельных категорий военнослужащих, к ним должна применятся расчетная база, действующая до принятия Закона.

Введение подобной нормы в сам текст Закона является усиливающим фактором прямого действия — в принципе, в основах законодательства уже заложены нормы, не допускающие ухудшения положение граждан вследствие изменений законодательства, однако прямая привязка к конкретике упрощает применение подобной нормы.

Введение расчетной базы для расчета пенсии в размере 54% от сумм ДД с одной стороны, может быть рассмотрено как постановка военнослужащих, и лиц, к ним приравненных, в менее благоприятные условия по сравнению с другими категориями пенсионеров.

Но с другой стороны, в связи с общим ростом размеров денежного довольствия военнослужащих, налицо и фактический рост размеров пенсий. Необходимо помнить, что в отличие от военнослужащих, для остальных категорий граждан, сейчас не произошло никакого разового двух-трех кратного повышение зарплат. То есть положение военных пенсионеров потенциально улучшилось как относительно, по сравнению с другими категориями, так и в абсолютном денежном выражении — более 50%.

Так же, механизм ежегодного двухпроцентного увеличения расчетной базы до достижения 100% размера, дополнительно к предусмотренной Законом индексации в соответствии с уровнем инфляции, и индексом потребительских цен (а это официальная «государева» цифра), на деле повышает уровень социальной защищенности военных пенсионеров.

С этой точки зрения, размер начальной базы в 54% от сумм ДД, правильно рассматривать именно как начальную базу, соответствующую реальным экономическим возможностям государства, а не как некий «понижающий коэффициент». Такой дополнительной, изначально заложенной в Законе возможности ежегодного гарантированного роста самой расчетной базы военных пенсий, не предусмотрено для остальных категорий пенсионеров.

То есть в целом, по сравнению с общегражданскими пенсионерами, пенсионеров из числа военнослужащих нельзя рассматривать, как некую ущемляемую часть общества, скорее наоборот.

Можно так же отметить, что Президент РФ Д.А.Медведев рекомендовал пересмотреть вопрос о расчетной базе военных пенсий, путем внесения соответствующей поправки, что он и отметил в своем блоге еще в мае: http://blog.kremlin.ru/accounts/29245/asc?page=1#comment194348 . Однако, на момент принятия Законопроекта в первых чтениях, такая поправка не рассматривалась. Кстати, подобное выступление в блоге не является основанием для внесения поправки — так что эта запись несколько напоминает рядовую пиар-акцию, на которую Президент РФ имеет право, и соответствующие механизмы реализации законодательной инициативы — так что ничто не мешало ему предусмотренным способом организовать внесение такой поправки для рассмотрения, тем более, сами Законопроекты вносились по поручению и от имени Президента. Однако, этого мы не наблюдаем.

Законопроекты уже содержат отсылки на еще не принятые правовые акты. Здесь — практика принципиально неверна. Отсылочные нормы к еще непринятым исполнительной властью законодательным актам — в принципе ничем ее не ограничивают, в то время как депутаты Госдумы ограничены, например, следующим:

«05.05.2011г. заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, академик РАМН С.И.Колесников ответил, что мое заявление переправлено в Комитет по безопасности и в Комитет по делам ветеранов. Довожу до Вашего сведения, что депутаты Государственной Думы могут влиять на принятие законопроектов только методом голосования и внесения поправок в законопроекты» — это один из ответов на письменный запрос одной из общественных групп, по вопросу последних Законопроектов, связанных с денежным довольствием и пенсионным обеспечением военнослужащих и работников силовых ведомств.

В связи с принятием ФЗ об административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (см здесь: http://www.duma.gov.ru/news/274/93550/ ), данный способ воздействия на принимаемые властями решения становится более эффективным.

Однако, повышение денежного довольствия военнослужащих в 2-3 раза, и рост военных пенсий в полтора раза и более, достались не бесплатно — в Законопроекте «Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», связанном, как видно из самого названия, с Законопроектом, предусматривающим рост выплат для военнослужащих, предусмотрено и значительное сокращение им льгот.

Коротко:

Оплачиваемый проезд к месту отпуска предполагается сохранить лишь частично, для тех, кто несет службу в отдаленных гарнизонах.

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение, ежегодные денежные компенсации на санаторно-курортное обеспечение военнослужащих и членов их семей — упраздняются, оплачиваемое санаторно-курортное лечение сохраняется лишь для военных пенсионеров.

Выплаты на содержание детей военнослужащих в образовательных учреждениях, на оплату путевок для детей военнослужащих школьного возраста для пребывания в оздоровительных лагерях и организациях отдыха — упраздняются.

Выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости — упраздняются.

Компенсации увольняемым по суммам Земельного налога и НИФЛ — упраздняются.

Средства на оплату проезда на общественном транспорте «срочникам» — упраздняются.

Общие выводы:

Если рассматривать только экономическую составляющую, наблюдается потенциальное улучшение финансового положения военнослужащих, как в процессе прохождения службы, в размере денежного довольствия, так и в пенсионном обеспечении. Однако происходит это на фоне изменения их общественного статуса, и отмена ряда льгот это подтверждает — льготы отличают людей не по экономическому статусу.

Вообще, тенденцию полной и окончательной замены льгот военнослужащих на денежные выплаты, можно рассматривать не как тенденцию, а как завершающийся процесс.

 автор статьи — Владислав Сорокин

 
Статья прочитана 84854 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Комментарии к записи "Денежное довольствие военнослужащих в 2012 году: больше денег, меньше льгот"

Посмотреть последние комментарии
  1. Явно порочная и циничная попытка ввести понижающий коэффициент к военной пенсии не может быть принята, как несовместимая с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
    Позор ЕР и ее прихвостням.

  2. СОЮЗ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ
    Е-mail voen0mor@gmail.com http://www.voenmor.ru
    Зарегистрирован Минюстом РФ 19.02.2010 Рег. № 1107799010824
    Исх. № 13 /41 от «16» августа 2011 г.
    К ветеранам Армии и Флота, пенсионерам Минобороны и членам их семей
    Друзья, сослуживцы, соратники!
    Центральный Совет Союза военных моряков считает необходимым обратить ваше особое внимание на два законопроекта, прошедшие уже первое чтение в Госдуме и ею одобренные. Они фигурируют за номерами 556556-5, 556510-5 и призваны определять со следующего года денежное довольствие военнослужащих и их пенсии.
    Анализ указанных документов показал, что расчетная величина военных пенсий относительно номиналов окладов и процентных надбавок уменьшается в два раза. Это связано с введением «понижающего коэффициента», равного 0, 54 , доселе никому не ведомого. Более того, отменяется, и без того мизерная, санаторно-курортная выплата, а максимальная процентная надбавка за выслугу лет, ранее чуть подросшая при «монетизации», падает до 40 процентов. Пресловутая президентская тысяча тоже приказывает долго жить. Рекламные заявления о радикальном росте окладов военнослужащих, из которых начисляется пенсия, носят голословный характер и никакого отражения в законопроектах не имеют. Все эти параметры отнесены к ведению правительства РФ, постановлениями которого и должны быть определены.
    Мы хорошо знаем к чему привело манипулирование подзаконными актами от имени президента и правительства по отношению к военным пенсионерам в течение последнего десятилетия. Внесистемные надбавки действующим военнослужащим и редкие копеечные подачки ветеранам стали единым образом действий финансового блока и военного ведомства. Господа Путин, Медведев, Кудрин, Иванов и Сердюков вместе с Единой Россией по-прежнему во власти и ожидать от них изменения курса не приходится. Теперь такое презрительное и унизительное отношение к заслуженным защитникам Родины в запасе и в отставке вводится в форму закона. Стыдливое положение о ежегодной двухпроцентной надбавке к «коэффициенту кастрации – 0,54» должно обеспечить достижение полной заслуженной пенсии всего через двадцать с чем-то лет – к 2035 году. Живите долго, ветераны!
    Ничего подобного по отношению к пенсионерам государственной гражданской службы и даже СК РФ не происходит. Военные проигрывают во многие разы, словно протирание штанов в офисах опаснее и изнурительнее смертельного каждодневного риска воинского труда.
    Союз военных моряков 7 июля с.г. выступил с заявлением и обращением к Совету безопасности, Прокуратуре, ФСБ и думским фракциям политических партий по поводу циничного проталкивания законопроектов, противоречащих не только Конституции, интересам обороноспособности, но и нравственным нормам любого цивилизованного государства.
    К сожалению, наш голос и еще несколько обращений региональных ветеранских организаций не нашли широкой поддержки и громогласного отклика бывших военнослужащих.
    Разумеется, общероссийская ветеранская организация, созданная и спонсированная властями, под руководством генерала армии Моисеева способна только поддакивать и восхищаться высочайшими повелениями. Возмущение недавнего офицерского собрания в «Мегапире» его соглашательской позицией так, видимо, и не дошло до совести. Это же относится и к другим ячейкам, возглавляемым генералами и адмиралами, поставленными там на кормление. Ведь нищета военных пенсионеров, заложенная в проектах законов, их не касается. Как проговорился в интервью прессе один из руководителей Минфина А.Кульбарс, для этой категории бывших полководцев и флотоводцев вводятся дополнительные надбавки, повышающие их пенсии до 60 тысяч рублей. Добавьте к этому еще и вознаграждение в полсотни тысяч за героические инспекторские и патриотические труды и определите, – куда поведут ветеранов эти председатели общественных организаций.
    Союз военных моряков считает крайне необходимым и срочным:
    — участникам и членам ветеранских общественных организаций потребовать проведения в них собраний для рассмотрения и обсуждения положений законопроектов о денежном довольствии и пенсиях военнослужащих,
    — принятые решения и резолюции распространить в СМИ и интернете, направить в правительственные органы и Федеральное собрание,
    — относительно руководителей организаций, препятствующих рассмотрению данных проблем, поставить вопрос об освобождении и переизбрании,
    — образовать в регионах, видах и родах войск, там, где они отсутствуют, независимые организации ветеранов и военных пенсионеров для скоординированной борьбы за свои права,
    — активно участвовать в публичных акциях, демонстрациях и пикетах партий и объединений с выдвижением, озвучиванием и включением в резолюции требований по достойному пенсионному обеспечению военнослужащих,
    — организовать разъяснительную работу среди сограждан, введенных в заблуждение лживой пропагандой, о состоянии и перспективах «громадных» пенсий военных ветеранов,
    — направить частные письма массы военных пенсионеров в адрес руководителей государства, лидеров партий, в Общественную палату, Уполномоченному по правам человека в РФ и в другие организации с осуждением порочной практики урезания военных пенсий и унижения ветеранов,
    — наладить постоянный обмен информацией между ветеранскими организациями и отдельными заинтересованными лицами, широко используя современные интернет технологии, поисковые ресурсы и форумы,
    — осудить практику некоторых военных просителей по выклянчиванию мелочных доплат и мизерных повышений унизительных коэффициентов, добиваясь реализации прав ветеранов в полной мере с достоинством и честью,
    — совместно с ветеранскими организациями МВД (для которого уже принят унизительный закон с обрезанием пенсий – 0,54) начать подготовку совместного обращения в Конституционный Суд по существу нарушений конституционных прав ветеранов и военных пенсионеров с привлечением квалифицированных юристов и экспертов.
    Пора покончить с торгашеской психологией и поисками мелочной выгоды по отношению к военнослужащим, выполнившим свой долг, но не получающим достойного пенсионного обеспечения из-за псевдозаконного крючкотворства.
    Армия мне налоги платит кровью, а льготы и преференции заслуживает своей безупречной службой – сказал Петр Великий, ценивший российских воинов.
    Честь имеем, от имени членов Центрального Совета Союза военных моряков
    Председатель Союза,
    капитан 1 ранга в отставке, участник боевых действий
    А.Ф.КРЕСИ�
    Принято единогласно на заседании Центрального Совета Союза военных моряков от 16 августа 2011 года (протокол заседания Центрального Совета № 10/20).

  3. Мотивация внесения изменений в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» лишена логики.
    Согласно Заключению Комитета Государственной Думы по обороне от 27 июня 2011 г. № 136/1.2 (размещено на официальном сайте Государственной Думы), изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» вносятся «с целью обеспечения повышения уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров…». Получается, что понижающий коэффициент 0,54 к размерам положенных военных пенсий вводится «с целью обеспечения повышения уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров».
    Поправки, касающиеся введения понижающего коэффициента 0,54 к размерам положенных военных пенсий, рекомендованы к отклонению. Отклоняются они по следующим мотивам:
    «Предложенный законопроектом порядок увеличения военных пенсий позволит увеличить их в среднем на 60 % по отношению к уровню 2011 г., что в целом обеспечит поддержание должного уровня материального обеспечения пенсионеров и превышение среднего размера пенсии, назначаемой в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», над средним размером трудовой пенсии по старости в среднем на 30 — 40 %»;
    «Пенсия гражданам, уволенным с военной службы (службы), назначается не за возраст, а за выслугу лет.
    Ее размер зависит только от трех параметров на момент увольнения с военной службы (службы):
    1) занимаемая должность;
    2) присвоенное воинского (специального) звания;
    3) продолжительность службы.
    Существующая система пенсионного обеспечения призвана стимулировать военнослужащих (сотрудников) к продвижению по службе, в том числе и для получения более высокого размера пенсии.
    Кроме того, установление 100 % размера пенсии лицам, достигшим 60-летнего возраста, приведет к разделению пенсионеров на категории в зависимости от даты их увольнения со службы (к примеру, у 60-летнего пенсионера, уволившегося в воинском звании «лейтенант», размер пенсии будет больше, чем у 45-летнего полковника)».
    Вышеизложенные мотивы содержат абсолютно правильное утверждение – размер военной пенсии зависит только от трех параметров на момент увольнения с военной службы (службы): занимаемая должность; присвоенное воинское (специальное) звание; продолжительность службы.
    Поэтому, для того чтобы увеличить военные пенсии в среднем на 60% по отношению к уровню 2011 года, нет необходимости дополнять статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» частью второй и вводить на законодательном уровне понижающий коэффициент 0,54 к размерам положенных военных пенсий. Правительству РФ достаточно увеличить вышеуказанные три параметра с таким расчетом, чтобы военные пенсии увеличились в среднем на 60%.
    Нельзя мотивировать введение понижающего коэффициента 0,54 увеличением военных пенсий, поскольку в законопроектах не устанавливаются размеры окладов денежного содержания. Предполагаемое увеличение Правительством РФ окладов денежного содержания не является основанием для введения понижающего коэффициента 0,54 к размерам положенных военных пенсий.
    Кроме того, само по себе увеличение размеров военных пенсий также не является основанием для введения понижающего коэффициента 0,54. Получается, что каждый раз с увеличением военных пенсий у Законодателя появляется право на введение понижающего коэффициента.
    Таким образом, введение понижающего коэффициента 0,54 к размерам положенных военных пенсий ничем не мотивировано и противоречит Конституции РФ, её статье 55, части 2 и 3.
    Конституционный Суд РФ в Постановлении от 5 апреля 2007 года № 5-П указал: «Вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации…. от 3 июня 2004 года N 11-П… от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О)».
    Поскольку размеры военных пенсий определяются окладами денежного содержания военнослужащих, введение понижающего коэффициента к размерам военных пенсий приводит к перераспределению средств федерального бюджета, выделенных на увеличение денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий, в сторону увеличения денежного довольствия военнослужащих. Фактически значительное увеличение денежного довольствия военнослужащих производится за счёт пенсий военных пенсионеров, что не согласуется с Конституцией РФ, её статьёй 39, частью 1 и 2.
    Дополнение статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» частью второй следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера», ставит в неравное положение «45-летнего полковника» и полковника, которому 70 лет, в праве получать военную пенсию, исходя из 100% денежного довольствия, что не соответствует Конституции РФ, её статье 19, части 1 и 2.
    Законодатель исходит из того, что каждый из них доживёт до того момента, когда его денежное довольствие будет учитываться при исчислении пенсии в размере 100 процентов. Или не доживёт.
    Вместе с тем рекомендована к принятию поправка № 24: «Статью 6 изложить в следующей редакции: «Статья 12…6. Положения части второй статьи 43 и пункта «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу…» (в редакции настоящего Федерального закона) и частей 8 — 11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей»».
    Неужели этого не заслужили люди, на которых возлагались обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации, связанные с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (п.2 ст.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
    Таким образом, нет оснований для внесения изменений в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» путём дополнения её частью второй, и введения на законодательном уровне понижающего коэффициента 0,54 к размерам положенных военных пенсий.

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos