В воздушном бою возможны две тактики – бой на вертикалях и маневренный бой

Данное определение нельзя считать корректным, несмотря на его широкое распространение.

С системной точки зрения, ближний воздушный бой можно охарактеризовать как борьбу за энергию и борьбу за позицию.

Например, бой на вертикальных косых петлях будет боем за позицию, а горизонтальное маневрирование с большим запасом располагаемой перегрузки, с сохранением скорости — будет боем за энергию.

Самолет, имеющий преимущества в энергии, должен его сохранять, отсюда тактика одного удара – приблизился с превышением скорости, обстрелял, ушел, пользуясь преимуществом в энергии. Самолет должен обладать хорошим набором скорости в длинном пикировании, малой просадкой, хорошей скороподъемностью на дистанции, баланс по массе «количество стволов – боезапас», должен быть смещен в сторону количества стволов, то есть энергии залпа, пилот должен иметь хорошую стрелковую подготовку, так как стрельба издалека, на больших скоростях, с малым временем прицеливания и обстрела. Пилот должен соблюдать дисциплину сохранения энергии – не втягиваться в затяжные маневры, вовремя, до потери скорости, уходить в набор после разгона на пикировании.

Самолет, имеющий преимущество в позиции ( в задней полусфере атакуемого), так же обязан сохранять его, не отпуская жертву. Самолет для маневренного боя должен иметь преимущества в горизонте, и в коротких маневрах по скороподъемности, быстрым разгоном в коротком пике, способен круто ломать траекторию в обеих плоскостях с малой потерей энергии, для восполнения энергии должен обладать хорошей динамикой, баланс «количество стволов – боезапас» должен быть смещен в сторону боезапаса, пилот должен быть хорошим пилотажником – держаться на хвосте, а стрельба – в упор, плюс отбитие огнем атак противника по прикрываемым ударным самолетам. Пилот должен соблюдать дисциплину маневрирования – сокращать дистанцию до противника по более короткой траектории, маневрировать прицелом на противника.

Применение самолет зависит от их ТТХ, а ТТХ определяются возможностями и ТТЗ. Самолет, в плане боевого применения, связан этими факторами.

Немецкая тактика «ударил-убежал», при возможности еще раз ударил.

Советская тактика – противостоять таким набегам огнем и маневром.

Зачем вообще нужен истребитель? Для завоевания господства в воздухе. Что это значит? Это значит, что наша ударная авиация может выполнять боевые задачи, а авиация противника такой возможности лишена.

Немецкая тактика не позволила эффективно осуществлять ни прикрытие своих ударных самолетов, ни срыв боевой работы советских ударных самолетов. К 1944 году у немцев на Восточном фронте фактически перестали применяться фронтовые бомбардировщики, они не выживали и нескольких вылетов – их пилотов поголовно пересадили на FW-190 в варианте ИБ.

Советская ударная авиация нормально действовала всю войну, обеспечивая действия наземных войск.

Немецкая тактика прекрасно подходит для свободной охоты, и то только по «зевнувшим» летчикам. Она не способна ни расчистить воздух перед прилетом своих бомбардировщиков (необходимо вступить в маневренный бой), ни защитить их непосредственно (та же причина), ни сорвать удар советских бомбардировщиков и штурмовиков (то же). Если бы задача сбития бомбардировщика в формации или нарушения их строя или строя штурмовиков, была решаема в одной атаке, немецкая тактика была бы работающей. Однако, далеко не каждая атака формации завершалась сбитием, и весьма и весьма редкие – нарушением строя.

Советская тактика, со ставкой на прямое прикрытие и принуждение противника вступать в маневренный бой, если он хочет выполнить свою задачу, позволяла как обеспечивать работу своей ударной авиации, так и парализовать работу немецкой.

Соответственно, в период ВОВ, маневренная тактика и качества, борьба за позицию, пилотаж, были более важными. И нет смысла приводить фантастические боевые счета всяких Хартманов, составленные по письмам к невесте и радиодокладам – подобные источники не могут быть рассмотрены, проверены и документированы в принципе.

Зато простое, ясное и точное сопоставление у воюющих сторон имеющихся к началу войны самолетов и пилотов, количество пополнений по этим позициям в ее ходе, и итоговые цифры на конец войны – являются неопровержимым показателем. И он совсем не в пользу ВВС Германии, как и почти полное исчезновение с фронтового неба немецких дневных бомбардировщиков к 1944 году. А вот мифы у них интереснее и ярче.

С изобретением и освоением прицелов – автоматов, все несколько (не до конца) сдвинулось в сторону стрельбы и энергии, и в Корее, например, наши истребители на МиГ-15 уже применяли индивидуально (коллективно – «колонна пар») тактику, сходную с немецкими атаками на проходах – разогнался, сблизился, атаковал, оторвался – благо и задача, и вооружение, и характеристики самолета подходили. Американцы же, по задаче (прикрытие формаций B-29), по слабости вооружения «сейбров» на дистанции более 400 метров, и по характеристикам своего основного истребителя (проигрыш на вертикалях, превосходство в горизонте), были вынуждены применять тактику, близкую к советской во время ВОВ. Благо, МиГам не приходилось прикрывать медленно ползущие стратегические бомбардировщики – террористических задач перед нашей авиацией в Корее не стояло.

 

 
Статья прочитана 4978 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos