Договора и нелогичное разграничивание как «закладки» для будущих войн

Последствия Версальского договора мало кому неизвестны — Силезия, Судеты, разделение Германии, репарации, приход фашистов к власти, и новая мировая бойня.

Однако, при ближайшем анализе с легкостью выясняется, что это не следствие случайной ошибки или недомыслия, а типичное, системное явление в сфере послевоенного урегулирования.

Чтобы не лезть в дебри истории, можно привести ряд примеров только из ХХ века.

Мудросский мир, определивший с помощью англичан лицо Ближнего востока – на обломках Османской Империи, разрезал на части и тюркский мир, и арабский мир, оставил разделенными несколько крупных народов, лишив их прав и на цельное государственное строительство, и на государственное строительство вообще – например, курдов.

Курдская проблема загнана так глубоко, что даже не известно, сколько их сейчас – по разным оценкам, 20—30 млн. человек, в Иране более 5 млн., в Турции 10-15 млн., в Ираке – около 3-х млн., в Сирии – более миллиона. Курдов использовали все, кому ни лень – от самих англичан, разделивших народ, живущий в некогда единой империи, то есть создавших курдскую проблему, до немцев и СССР. И сегодня фитиль поднести можно в любой момент.

В арабском мире были созданы десятки искусственных государственных образований – от Ирака и Кувейта, до мельчайших отдельных эмиратов и нескольких Оманов и Йеменов. Ситуацию западные страны взрывали регулярно, вмешивались и сами, создавая поводы по методике Лоуренса Аравийского, и провоцирую на объединительные действия, в качестве повода к «Буре в Пустыне».

Интересна давно просочившаяся в печать позиция специалистов по обеспечению «стратегии безопасности Израиля» – по их скромному мнению, на месте Сирии, Ирана и Ирака, есть смысл создать до 15 отдельных государств.

По словам Сулеймана Демиреля, границы Турции начинались там, где кончалась нефть – действительно, другие факторы англичанами в расчет не брались.

Еще один договор из Версальской системы – Трианонский договор 1920 года, получил название по дворцу в Версале, где был подписан.

По Трианонскому договору, были заложены следующие мины замедленного действия – разделена Венгрия, отторгнуты территории, населенные более чем 2 млн. венгров – около 2 млн. в Трансильвании, переданной Румынии, около 600 тысяч – в Словакии, и более 400 тысяч в Сербской Воеводине, в Югославии. В самом начале Второй мировой войны конфликт вспыхнул, но был погашен жесткой позицией Германии, Гитлеру не нужна была неконтролируемая война у его границ, нарушающая его захватнические планы, однако без территориальных переделов не обошлось.

Это далеко не все последствия Трианона. В принципе, линия Керзона, необходимость ввода советских войск в Западную Белоруссию и Западную Украину, в Бесарабию, необходимость воссоединения отторгнутой Прибалтики – последствия Версальско-Трианонской системы.

Последствия этого договора сказываются до сих пор – например, сотрудничество восточноевропейских стран в энергетической сфере в области строительства электростанций на Дунае, о чем удалось договориться при социализме, снова развалено.

Необходимо отметить «красивый» уход французов с подмандатных им территорий Сирии – было создано искусственное государственное образование Ливан, согласно разработанному французами Национальному пакту – верховная власть должна быть представлена следующим образом – президент – маронит, премьер – мусульманин-суннит, спикер парламента – мусульманин-шиит, вице-спикер – православный. Уже это показывает искусственность выделения столь разнообразно населенной маленькой территории из состава Сирии, в отдельное государственное образование. И неугасающие кровавые конфликты как в самом Ливане, так и вокруг него, служат тому подтверждением.

Можно рассмотреть Кемп-Дэвидский сговор при посредничестве США (по его последствиям, договором его назвать сложно), однако это требует отдельной работы.

Впрочем, арабо-израильские конфликты, от государственного уровня, до уровня противодействия возникшим вследствие его исполнения (и — неисполнения) террористическим арабским организациям, чуть ли не ежедневно попадают в новостные ленты.

Совершенно непонятна с точки здравого смысла ситуация, когда границы двум государствам устанавливают третье, четвертое и пятое, и эти границы становятся легитимным фактом международного права.

Можно отметить, что границы, установленные двумя сторонами конфликта без посредничества третьих стран – прочнее, значительно реже становятся предметом пересмотра военным путем.

В случае, если соглашение конфликтующих сторон о новых границах достигнуто при посредничестве третьей стороны – конфликт чаще разгорается с новой силой, а если границы навязаны блоком государств-победителей – всегда, без исключений, новая война неизбежна – или в горячей фазе, или в виде тлеющего десятилетиями конфликта с малым, но ежедневным числом жертв.

Сложно, практически невозможно представить себе, что те государственные умы, которые разграничивают территории проигравших или ослабленных, или просто малых стран без учета исторической, национальной и религиозной реальности – не понимают, что такой подход приведет к обострению ситуации в ближайшее время, к повторению войны или вялотекущему затяжному конфликту.

Тогда можно придти к единственному выводу – подобная «закладка» для будущей войны, при посредничестве третьей силы, всегда делается осознанно, специальным, плановым образом, чтобы можно было ее реализовать в любой момент, или хотя бы надавить на непокорных такой возможностью, чтобы всегда иметь готовый повод для вмешательства.

Периферийные локальные войны – плановое явление.

 

 
Статья прочитана 3458 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos