«Сворачивание американской космической программы»

Последние пару недель новостные ленты пестрят сообщениями о сворачивании американской космической программы – якобы по причине ее дороговизны.

Американские астронавты учат русский язык, в надежде получить места в российской космической программе, астронавты-пилоты остаются не у дел.

Однако — мощность гравитационного поля ослабевает пропорционально квадрату расстояния от Земли – а это роскошная зависимость.

Следовательно, чем выше удастся поднять последнюю ступень от поверхности без затрат энергии, тем дешевле будет запуск, и тем больше масса действительно полезного груза.

Решение – элементарное, предложенное 28 мая 1893 года в докладе Германа Гансвиндта, и частично проверенное практикой ещё в середине ХХ века.

Создать дешевую аэростатную стартовую платформу, с грузоподъемностью 500 – 1000 тонн, а потом и более, и поднимающуюся на высоту 30 – 40 км, не представляет собой, при сегодняшнем уровне технологии материалов, конструирования и расчетов – никаких непреодолимых сложностей.

Во избежание повреждения газонаполненной оболочки выхлопом двигателей орбитальной ступени, и с целью разумной утилизации энергии гравитации путем последующей смены вектора движения, первая фаза разгона орбитальной ступени (для многоразовых платформ) производится падением по касательной к поверхности.

После разгона до стабильности (атмосфера разряженная) – включаем разгонный ПВРД, потом двигатель вообще работать может на воде, при этом разложение воды – под обшивкой, в местах наибольшего её нагрева, температурное электрохимическое в присутствии катализатора, она же охлаждает тем самым нагревающиеся поверхности, и разложение воды на водород и кислород не требует подвода энергии.

Кислород и водород – сжигаем, вредных выбросов по топливу – нет. Цена – минимальна, и сама вода в качество топлива, и ее подъем без затрат энергии на многоразовых устройствах эффективны и с точки зрения экономики, и с точки зрения экологии.

Единственно, несмотря на тотальную дешевизну запусков с такой платформы – она не будет иметь никакого военного значения в само военное время для стран с простреливаемой территорией, и не имеющих возможности морских запусков – слишком уязвима. Может быть, только поэтому такой вариант дешевых пусков ещё не реализован нигде в сегодняшнем мире? Но для России этот фактор не так значим.

По данной схеме – уже есть и реализованные, и разрабатываемые проекты – проект от «Boeing Airplane», тороидальный аэростат из майлара, подъем до высоты пуска 6 км, масса ракеты до 45 тонн.

Осуществленный американцами в 1952-1956 годах проект «Ракун» @ ”Raccoon”, поднимающий легкую геофизическую ракету “Deacon” на шарах “Skyhook” на высоту старта 20-25 км, что позволяло ей достичь высоты 80-100 км, расчетная замена “Deacon” на ракету “ASP” – давала высоту подъема до 200 км..

Безусловно, на ракете “Nike” в качестве первой ступени, высота подъема была выше – но всего на 15-20 км для “Deacon” реально, и на 40-60 км для “ASP” расчетно, однако “Nike” – одноразовый, и дорогой, а шары “Skyhook” – серийная, давно освоенная и достаточно массовая продукция.

Запуск системы «Скайхок» — «Ракун» 29.07.52 вообще был произведен с легкого катера береговой обороны США “Eastwind”, никаких безумно дорогих стартовых комплексов.

Был близок к реализации проект “Vanguard” 1955 года, за авторством Курта Штелинга и Раймонда Миссерта, когда трехступенчата ракета и ускоритель общей массой всего 6,1 тонны, должна была быть поднята на стандартном серийном полиэтиленовом (никакого хай-тека!) аэростате “Skyhook” объемом 85000 м3, на высоту 21-24 км.

Дешевизна даже для сегодняшнего дня – фантастическая, последняя ступень с массой полезной нагрузки 90 кг (общая масса последней ступени рассчитывалась по разным источникам – 112, 115 или 122 кг), выводилась на орбиту высотой 320 км (по перигею), со скоростью более 8 км\с, то есть достаточной для круговой орбиты, при этом использовался дешевый аэростат и 4 стандартных массово производимых для военных и ученых твердотопливных ускорителя общим весом 5400 кг, на конечном этапе использовалась тоже стандартная серийная твердотопливная ракета.

Самой дорогой (но весьма относительно дорогой) была вторая ступень – 560- килограммовая ракета с ЖРД. При этом и вторая ступень, по одному из вариантов наклонения разгонной ветви траектории, после выгорания топлива, с высокой степенью вероятности, могла оставаться на низкой, относительно короткоживущей орбите – если все пройдет расчетно и без отклонений.

Для сравнения, первый американский спутник “Explorer-1”, выводимый с поверхности, при собственном весе носителя более 29 тонн, вывел на орбиту с перигеем 359 км, спутник весом 13,97 кг при полезной нагрузке 4,82 кг – сравните эффективность, при несопоставимой разнице пусков в цене, ведь первая ступень – дорогой “Redstone”, имеющий необходимость в очень недешевом комплексе наземного старта и высококвалифицированной стартовой команде (что тысячекратно дороже серийного «Скайхока»), и 15 ракет типа “Sergeant”.

Новый глава «Роскосмоса» генерал Владимир Поповкин, заместитель министра обороны Сердюкова – первым делом переориентировал организацию на использование устаревших «Союзов» и «Протонов» и на три года, до 2015, заморозил испытания передовой модульной частично многоразовой «Ангары», ранее намеченные на 2012 год.

 

 
Статья прочитана 3249 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos