Иранский транзит

За что Иран назначен очередной «Империей Зла»?

 В чем же провинился Иран?

В книге Джульетто Кьеза «Бесконечная война» встречается весьма знаковый эпизод – описание первого отраженного в СМИ появления талибов на Афганской сцене.

В октябре 1994 бандиты захватили пакистанский караван с медикаментами и продовольствием, направлявшийся в качестве помощи в одну из бывших советских республик. Талибам понадобилось двое суток, чтобы найти груз, отбить его у бандитов, и отправить в адрес законных владельцев. Какой конкретно груз, и кому – пакистанские СМИ, освещавшие событие, не уточняли. Интересен сам факт появления некой силы, служащей гарантом перевозок, выполняющей функцию повышения региональной связности. Таким образом, первым же своим появлением талибы наступили на горло американской песне с вечным рефреном «разделяй и властвуй». И заранее, еще до захвата власти, подписали себе приговор.

Среднеазиатские республики, не имеющие выхода к мировым морям, и вынужденные использовать весьма удаленные морские порты бывшего СССР – в числе первых заинтересованных в сотрудничестве с Ираном. Морские перевозки в разы дешевле сухопутных. Чем короче сухопутная составляющая, тем дешевле общая стоимость перевозки.

Транспортные возможности Афганистана – Пакистана, не идут ни в какое сравнение с иранскими. Короткое плечо по железной дороге от Каспия до Персидского залива, на Каспийские порты завязаны и юг РФ, и почти все среднеазиатские республики, некоторые граничат с Ираном прямо, транзит грузов необходим только через одно государство, внутренняя стабильность и гарантии грузоперевозок через Иран не сравнимы с внутренними условиями Афганистана.

Рынки, на которые завязан этот транспортный узел в близлежащем регионе – по выгодам и перспективам так же не сравнимы с остальным третьим миром, в советский период Средняя Азия привыкла к высоким стандартам потребления технических товаров, там построена инфраструктура, наличествуют возможности для экспорта и энергоносителей, и сырья, и продукции. О Китае известно всем. Индия так же является страной с относительно высоким уровнем жизни в промышленных и развитых сельскохозяйственных районах, по крайней мере, треть ее миллиардного населения полноценные потребители, экспортные индийские товары – конкурентоспособны.

Относительно недалеко, по стандартам морских перевозок – достаточно развитые густонаселенные Малайзия, Индонезия. Не стоит забывать и о дальней транспортной связности через океан – дальняя морская международная торговля обеспечивает уже не менее четверти товарооборота, и это минимальный показатель, для отдельных групп товаров и сырья он достигает и ста процентов. Огромное население региона, достаточное его развитие, высокие импортно-экспортное возможности по сырью, товарам, сельхозпродукции.

Так что Иран — это не только и не столько нефть. Иран – это стратегическое положение в Хартленде.

Роль Ирана по транзиту грузов в регионе – отстраняет от управления процессом глобализации в регионе и США, и вообще Запад . Мусульманам проще договориться между собой, без привлечения западных посредников и гарантов. Нивелируется форпост США в регионе – Саудовская Аравия, повышается мирное экономическое влияние Ирана.

Это недопустимо для США, и Запада вообще. Афганистан в этом контексте может быть рассмотрен, как блокировка транспортного коридора через порты Пакистана из Средней Азии и в обратном направлении.

Экономический фактор в политике – один из основных, если не самый важный. Постоянное нагнетание западом США и Израилем обстановки вокруг Ирана, не позволяет среднеазиатским странам всерьез вкладывать деньги в эффективные трубопроводы для транспортировки нефти и газа по его территории. Однако, несмотря на это, ведутся переговоры о строительстве целой сети газопроводов и трубопроводов, железные дороги в рамках международных проектов, например, Туркменистан – Казахстан – Иран – уже строятся, расширяются портовые терминалы.

Тем не менее, на протяжении десятилетия, Ираном были заключены договора о транзите со Среднеазиатскими республиками, они касаются как общих частей, так и более частных, имеющих стратегический характер для современного мира – газ, нефтепродукты, зерно, оговорено и расширяется сотрудничество, как по общим грузоперевозкам, так и по использованию портов и трубопроводному транспорту. Грузооборот портов на южном Каспии вырос в десятки раз, иранских портов в персидском заливе – так же в десятки раз на протяжении последнего десятилетия, в отдельные периоды рост достигал сотен процентов в год. Совершенно очевидно, что этот рост вызван никак не десятикратным увеличением собственной экономики Ирана.

Что характерно, Западу не удалось добиться международной изоляции Ирана – если ранее проекты и строительство трубопроводов, железных дорог велись в рамках весьма локального сотрудничество, то уже сегодня оно заявило о себе на высоком международном уровне – например, Иранский участок строящейся в рамках трехстороннего сотрудничества железной дороги из Казахстана заканчивается зерновым терминалом, ориентированным на экспорт в арабские страны, а оформление транспортного коридора Катар – Оман – Иран – Туркменистан – Узбекистан, ведется в рамках межгосударственного соглашения, подписанного в Ашхабаде 25 апреля 2011 года, первое, установочное заседание рабочего комитета организации состоялось в Катаре, проект поддержан Азиатским Банком Развития и Исламским банком Развития, проект вписан в уже существующую новую инфраструктуру, и требует небольших дополнений. Китай и Россия могут быть заинтересованы в сотрудничестве по институализации данного транспортного коридора.

Даже если бы Иран не обладал собственными энергоресурсами, его угрожаемое состояние было бы поддержано западом только по факту его географического положения, как с точки зрения транспортировки нефти и газа, так и товарного транзита в среднюю Азию и обратно.

Иран, неподконтрольный Западу – всегда будет естественным врагом для него, безотносительно к форме правления в Иране.

Второй выход – взять под полный контроль весь центральный среднеазиатский регион – пока недоступен для Запада, так как в нем сталкиваются столетние исторические интересы России, Китая, Индии, Турции, и самих англосаксов, там существует тысячелетняя традиция родового, кланового управления, со своими устоявшимися связями, интересами и предпочтениями – слишком велика инерция, слишком сложны начальные условия игры для успешного, а главное, гарантированно успешного решения проблемы.

Западу проще последовательно воздействовать на ключевые точки – Иран, Ирак и Афганистан, таким образом решая в свою пользу экономические проблемы средней Азии, не входя в прямое столкновение с Россией, Индией и Китаем. Для блокирования транспортно-транзитных возможностей Ирана по отношению энергоносителям и товарам средней Азии и ее рынку, а ранее – и к южным регионам СССР, а сегодня – широкого по пропускной способности транспортного коридора Россия – Индия, вот уже три десятилетия Западу достаточно вызывать нестабильность в регионе – Индо-Пакистанские конфликты, Ирано-Иракская война, два десятилетия Иракской войны, три десятилетия афганских войн, и постоянные угрозы Ирану со стороны всего «цивилизованного сообщества», которые не могут прекратиться до захвата контроля над Ираном.

И даже на этом негативном фоне роль Ирана в повышении связности и регионального, и глобального пространства – потрясающа.

Поддерживая Запад в его играх против Ирана – мы играем против себя.

С точки зрения глобальных экономических факторов, Иран вне прямого и явного союза либо с Китаем, либо с Индией и Россией – обречен на американскую агрессию, не принципиально, с Израилем, с НАТО, силами очередной коалиции, или в одиночку.

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»? Все еще проще и безысходнее. Иран виноват уже тем, что находится там, где он есть.

 

 
Статья прочитана 2524 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Комментарии к записи "Иранский транзит"

Посмотреть последние комментарии
  1. А почему бы России не объявить во всеуслышанье о том, что Она поддерживает Иран. После этого, можно однозначно сказать, что ситуация в этом регионе стабилизировалась бы, так как политические позиции России в мире велики. Думаю, что США и другие заинтересованные страны не решились бы из — за Ирана на противостояние с нашей страной.

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos