Чтобы нырнуть поглубже…Просто о сложном

Главной ударной силой с середины XXI века во всех флотах остаются атомные субмарины. В современных условиях, когда весь эфир прослушивается, а все пространство просматривается с искусственных спутников, только малошумные подводные лодки способны скрытно перемещаться в заданные районы и, выйдя на боевую позицию, в течение не-скольких минут обрушивать на противника мощный удар двух-трех десятков ракет с ядерными, а то и термоядерными боеголовками.

Подлодок стали настолько боятся, что пошли на огромные расходы, нашпиговав прибрежную зону морей огромным количеством акустических датчиков — сонаров. Звук, как известно, в воде распространяется намного лучше, чем в воздухе. Вот и решили выслеживать субмарины по шуму их винтов.
Пришлось конструкторам всерьез заняться изоляцией шумов. На лодках появились специальные бесшумные винты, в лабораториях и на полигонах испытываются принципиально новые малошумные движители, например магнитные и роторные водометы. Некоторые изобретатели даже предлагают оснастить подлодки акульей колеей, плавниками и хвостом. Вот тогда, дескать, наши субмарины будут двигаться совершенно бесшумно…
Впрочем, до создания лодок-рыб дело пока не дошло. А вот покрытия корпуса из специальных материалов, заметно уменьшающих трение подлодки о воду, ее гидролокационную заметность, используются весьма активно.
Причем некоторые из этих покрытий действительно в какой-то мере имитируют акулью и дельфинью кожу.

А главное, субмарины научились хорошо прятаться. Они уходят на глубину, где их никакой сонар не достанет. Скрываются под особыми слоями воды, обнаруженными в океане: они отражают акустические сигналы, словно тренировочная стенка мячи на теннисном корте. И наконец, используют активные постановщики помех и ложных целей.
В кино вы можете увидеть, как ловко подлодка уходит от выпущенных в нее торпед с акустическими головками. В нужный момент командир тоже выпускает пару особых торпед, которые шумят, как сама лодка. На них и «клюют» боевые торпеды противника…
Вот так и идет в глубинах океана игра в кошки-мышки.

Если в воздухе господство получает тот, кто может быстрее занять большую высоту, то в океане все как раз наоборот. Больше преимуществ у той лодки, которая способна нырнуть глубже. Нынешние субмарины пока освоили глубины 500—700 м.
Дальнейшее увеличение глубины погружения зависит в первую очередь от прочности 1 корпуса. Скажем, на глубине 2000 м подводная лодка будет испытывать давление 200 атмосфер. Выдержать его сможет либо очень толстый (и тяжелый) корпус, либо имеющий оптимальную конструкцию из высокопрочных материалов.
Ныне, как правило, многие лодки имеют по два корпуса. Внешний, легкий, служит в основном для уменьшения сопротивления обтекающему водному потоку; внутренний, прочный принимает на себя давление вышележащих слоев воды.
«Для очень больших глубин придется использовать конструкции в виде много сферных корпусов, состоящих из нескольких сопряженных между собой сферических оболочек, — полагают специалисты. — Такой корпус при одной и той же относительной массе будет выдерживать большие гидростатические давления, чем цилиндрический корпус».
Однако и изготовить такой корпус гораздо сложнее обычного. А килограмм лодки и так уже по стоимости приближается к стоимости килограмма золота… Ведь для изготовления корпуса вместо стали все чаще используют титановые и бериллиевые сплавы. Они прочны, легки, не ржавеют в морской воде. Но за все это приходится платить…
Поэтому в строительстве новых субмарин все большее внимание уделяется применению неметаллических материалов, обладающих малой плотностью, сравнительно высокой механической прочностью, антикоррозийной стойкостью. Изготовление прочных корпусов подводных лодок из композитов, подобных стеклопластику, ожидается уже в ближайшее время.

 

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 3000 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: [email protected] «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos