«Лазерный меч» для для Военно-Воздушных Сил России

Недавно стало известно о завершающем этапе доработки самолёта оптико-электронных помех и лазерного перехвата всех средств воздушного нападения А-60. В скором времени продолжатся испытательные полёты и учебные испытания лазерной боевой установки.

История создания этого великолепного, от части «фантастического» по тем временам, проекта ведёт нас в далёкие 70-е годы, — годы разгара «холодной войны». Именно тогда Таганрогскому машиностроительному заводу им. Георгия Дмитриева было поручено разработать и поставить на крыло специализированный боевой лазер воздушного базирования, необходимый для непосредственной поддержки всех родов войск на любом театре военных действий. На пути к созданию машины лежал огромный спектр научно-технических и инженерных работ, проведение большинства из которых происходило не только впервые в отечественной, но и в мировой практике, что потребовало привлечения огромного научно-технического потенциала страны и введения множества опытно-конструкторских инноваций в сферах оптики, электроники, навигации.

В качестве воздушной платформы-носителя, как и для самолёта дальнего радиолокационного обнаружения А-50, был взят тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД (бортовой номер СССР-86879), и проведено глубокое переоборудование:

— под обтекателем увеличенного носового кока, вместо метеорологической РЛС, была установлена РЛС «Ладога-3» для обнаружения БР, КР, самолётов, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов и аэростатов и наведения основного мегаватного лазера, при отсутствии вспомогательных источников целеуказания; также известно о возможности установки в коке лазера наведения, но исходя из внешнего вида обтекателя-белый композит(керамика, стекловолокно), установлена БРЛС наведения, на последние модификации вполне целесообразна установка бортовая радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой Н030 «Ирбис-Э»;

-боевой лазер мощностью 1МВт непрерывного излучения разместился в выдвижной турели, установленной в задней части грузового отсека(между корнями крыльев и килем), такая конфигурация сохранила все аэродинамические свойства планера Ил-76;

-по бокам фюзеляжа были размещены контейнеры с двумя турбогенераторами АИ-24ВТ, для питания главного лазера, суммарная мощность которых составила 2,1МВт;

-по бокам носа фюзеляжа были установлены ещё 2 турбогенератора, как и на Ил-76ПП(самолёт-постановщик РЭП);

-створки грузового отсека были убраны, а рампа оставлена для придания жёсткости конструкции самолёту.

Практический потолок машины: 13800м; скорость: максимальная-850км/ч; крейсерская-700км/ч; тактический экипаж лазерного оплота: 4 лётчика + 10 операторов систем(идентичен А-50У).

Было построено 3 летающие лаборатории. Первая — «1А» поднялась в воздух 19 августа 1981г.(американский аналог YAL-1A поднялся в воздух спустя 21 год), вторая – «1А2» — 29 августа 1991г. «1А» сгорела на базе ВВС Чкаловская, «1А2» используется в качестве транспортного самолёта. Третья машина под неизвестным индексом, вероятно «1А3», по сей день стоит на вооружении ВВС в качестве исследовательско-боевого изделия, и базируется на аэродроме ТАНТК им. Г.М.Бериева в Таганроге.

Мегаватный лазер, работающий на сгорании смеси различных химических веществ, и выделяющегося огромного количество фотонов, реализующих сверхинтенсивное свечение с длиной инфракрасной волны 1,2 -1,4 мкм, имеет дальность эффективного свечения 300-600км по стратосферным и низкоорбитальным целям и 100-200-по наземным. Лазер излучает как в видимом диапазоне волн, так и в инфракрасном (от 1,5 ТГц до 400 ТГц) и предназначен для:

— для подавления оптико-электронных прицельных комплексов в воздухе и на земле;

-выведения из строя инфракрасных, телевизионных, полуактивных лазерных головок самонаведения ЗУР, ракет «воздух-земля», ПТУРС, управляемых авиационных бомб и др.;

-физическое уничтожение средств воздушного нападения(баллистические ракеты, крылатые ракеты, авиационные ракеты, авиация) путём разогрева и расплавления обшивки и бортового радиоэлектронного оборудования;

-подавление живой силы и устрашающее психологическое воздействие.

В настоящее время идёт подготовка к новым испытания, а через 3-5 лет начнётся мелкосирийный выпуск. А-60 изначально призван взаимодействовать в звене со своим братом,- самолётом дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50У, который будет вести дальнее радиолокационное и ик-обнаружение воздушных целей противника(способен сопровождать 300 целей) и выдавать целеуказание по приоритетным на борт А-60. Два борта, наиболее вероятно, будут прикрываться 2 звеньями истребителей перехватчиков: 4хМиГ-31БМ и 4хСу-35С или МиГ-35.

Так что у бериевских машин «А» на базе Ил-76, несмотря на солидный возраст, ещё большое будущее.

 

Метки текущей записи:

 
Статья прочитана 2601 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Комментарии

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

по адресу электронной почты: info@voennovosti.ru «ВОЕННОВОСТИ.РУ».
Продвижение сайта | Zolos